Для реализации алгоритмов линейной структуры используются операторы:
§ Оператор (процедура) вывода – Write(); или Writeln();
§ Оператор (процедура) ввода – Read(); или Readln();
§ Оператор присваивания.
Рассмотрим следующий пример:
Program My1; (1)
Var x,y: real; (2)
Begin (3)
Write(‘Введите х -›’); (4)
Readn(x); (5)
y:= sqr(x); (6)
Writeln(‘y = ’, y); (7)
End. (8)
Вначале программы оператору ввода (5) предшествует оператор вывода на экран сообщения (4). В результате работы этого оператора вывода во время исполнения программы перед пользователем на экране появится сообщение:
Введите х -›
Мигающий курсор после сообщения показывает, что машина готова «узнать» ответ пользователя. В этом месте набираем число с клавиатуры, квадрат которого он хочет рассчитать. После того как число набрано и будет нажата клавиша Enter, управление перейдет к следующему оператору (5), который прочитает введенное сообщения и запишет его в переменную х. Затем произойдет подсчет переменной y. При выводе результата расчета в операторе вывода (7) через запятую перечислено два параметра – первый из которых стоит в апострофах, а второй - без них. Первый параметр появится на экране без изменений. Второй выдаст на экран не саму букву у, а значение (в данном случае численное), хранящееся в переменной под этим именем у.
|
|
С учетом всего вышесказанного во время работы программы перед пользователем на экране сформируется следующая последовательность записей (например):
Введите х -› 2
y=4
Эта последовательность строк называется протоколом работы программы.