Управление активами или показатель оборачиваемости

Теперь мы перейдем к эффективности, с которой компания «К» использует свои активы. Эти показатели иногда называются коэффициентами использования активов. Эти определенные коэффициенты, которые мы обсуждаем, все могут быть названы показателями оборачиваемости. Они должны описывать, как эффективно или интенсивно фирма использует свои активы для получения денежных средств. Сначала мы рассмотрим два важных показателя для оборотных средств, товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности,

Оборачиваемость запасов и период реализации запасов. В течение года компания «К» имела стоимость проданных товаров 1344. Товарно-материальные запасы на конец года составляли 422. С этими данными оборачиваемость товарно-материальных запасов можно посчитать так:

раза. (3.12)

По существу мы продали или обернули все товарно-материальные запасы 3,2 раза. [ Примечание 4: Обратите внимание, что в числителе этой формулы мы использовали стоимость проданных товаров. В некоторых случаях может быть полезнее использовать объем продаж вместо стоимости продаж. Например, если мы хотим узнать сумму продаж, полученных с доллара в товарно-материальных запасах, то мы можем заменить стоимость продаж на объем продаж.] Пока мы не дошли до недостатка запасов и, следовательно. приостановки продаж, чем выше этот показатель, тем эффективнее мы управляем запасами.

Если мы обернули запасы 3,2 раза в течение года, то мы сразу же можем посчитать среднее время их оборота. Результат называется средним периодом реализации запасов:

Период реализации товаров
дней. (3.13)

Это означает, грубо говоря, что товарно-материальные запасы остаются без движения в среднем 114 дней до момента их продажи. С другой стороны, предположив использование только самых последних товарно-материальных запасов и сумм стоимости, получаем, что для реализации текущих запасов нам потребуется примерно 114 дней.

Например, мы часто можем слышать, что «компания «В» имеет 60-днев-ныи запас машин. Нормальным считается 30 дней». Это означает, что при текущем среднем количестве продаж в день потребуется 60 дней для истощения имеющихся запасов. Мы также можем сказать, что имеем запасы на 60 дней продаж.

Может быть, более разумно использовать средние товарно-материальные запасы при вычислении оборачиваемости. Оборачиваемость запасов тогда была бы 1344/[(393 + 422)/2] = 3,3 раза. [ Примечание 5: Обратите внимание, что, мы вычисляем среднее значение как (начальное значение + конечное значение)/2.] На самом деле это зависит от цели вычисления. Если нам интересно, как долго мы будем продавать текущие запасы, то использование конечного показателя будет наверняка лучше.

Во многих выше рассмотренных коэффициентах могут также использоваться средние показатели. Еще раз повторим, что это зависит от нашей цели: если мы думаем о прошлом, то лучше использовать средние показатели, а если о будущем — конечные. Также использование конечных сумм является весьма распространенным в отчетах о среднеотраслевых показателях, так что для сравнительных целей в данном случае должны использоваться конечные суммы. В любом случае, использование конечных показателей требует меньше работы, так что мы продолжим их использование.

Оборачиваемость дебиторской задолженности и период погашения дебиторской задолженности. Наши параметры товарно-материальных запасов дают некоторое представление о скорости реализации товаров. Теперь мы посмотрим, как быстро мы получаем деньги от продажи. Оборачиваемость дебиторской задолженности определяется так же, как и оборачиваемость запасов:

Оборачиваемость дебиторской задолженности
раза. (3.14)

В широком понимании мы получаем наши неоплаченные счета к получению и снова ссужаем их 12,3 раза в течение года. [Примечание 6: В данном случае мы предположили, что все продажи делаются в кредит. Если это не так, то мы можем использовать общую сумму продаж в кредит в данной формуле вместо общего объема продаж.]

Этот коэффициент имеет больше смысла, если мы конвертируем его в дни, так мы получим период погашения дебиторской задолженности:

Период погашения дебиторской задолженности
дней. (3.15)

Следовательно, в среднем мы получаем деньги по продажам в кредит в течение 30 дней. По этой причине данный коэффициент часто называют средним периодом взыскания задолженности (Average Coolection Period, ACP)

Также обратим внимание, что если бы мы использовали последние данные, то могли бы сказать, что мы имеем не взысканной торговой задолженности за 30 дней продаж.

П р и м е р 3.2. Оборачиваемость кредиторской задолженности

Здесь мы приводим варианты периода взыскания дебиторской задолженности. Сколько времени в среднем требуется корпорации «К» для оплаты счетов? Для ответа нам нужно посчитать показатели оборачиваемости кредиторской задолженности, используя стоимость проданных товаров. Мы предположим, что компания «К» покупает все товары и кредит.

Стоимость проданных товаров составляет 1344, кредиторская задолженность равна 344. Следовательно, оборачиваемость будет равняться 1344/344 = 3,9 раза. Так что кредиторская задолженность оборачивается примерно каждые 365/3,9 = 94 дня. В среднем компании «К» требуется 94 дня для оплаты счетов. Как потенциальные кредиторы, мы можем отметить этот факт.

Коэффициенты оборачиваемости активов. Давайте перейдем от определенных статей, таких как товарно-материальные запасы или счета к получению, к рассмотрению нескольких более общих, крупномасштабных коэффициентов. Например, оборачиваемость чистого оборотного капитала равна:

раза, (3.16)

где NWC – чистый оборотный капитал.

Этот показатель отражает «работоспособность» нашего оборотного капитала. Если предположить, что мы удачно продаем товар, то более высокое значение будет предпочтительнее (почему?).

Таким же образом оборачиваемость основных средств будет равна:

раз. (3.17)

Этот коэффициент показывает, что с каждого рубля в основных средствах получается 0,80 продаж за один год.

Наш последний коэффициент управления активами — оборачиваемость всех активов — встречается довольно часто. Как следует из его названия, определение дается следующим образом:

раза. (3.18)

Другими словами, на каждый рубль в активах мы произвели 0,64 продаж за год.

П р и м е р 3.3. Оборачиваемость активов

Предположим, что одна компания производит 0,40 рубля продаж на каждый рубль в активах. Как часто эта компания оборачивает свои активы?

Оборачиваемость всех активов тогда будет 0,40 раза в год. Требуется 1/0,40 = 2,5 года для полного оборота всех активов или


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: