Основная цель введения приоритетов в системах массового обслуживания - это уменьшение времени ожидания заявок одних типов за счет увеличения этого времени у других.
Приоритет - это преимущество в очереди на обслуживание в канале. Формально для n-мерного входящего потока приоритет определяется номером i типа заявки: чем меньше i, тем больше (старше) приоритет.
Для организации обслуживания в СМО с n приоритетами создаются n накопителей, в которых могут находиться очереди О1, …, Оk, …,On заявок соответствующих приоритетов. Правило приоритетного обслуживания таково: заявка из очереди Оk+1 не обслуживается до тех пор, пока есть хотя бы одна заявка в очереди Оk, k=1,2,…,k-1. В пределах очереди Оk заявки выбираются на обслуживание в порядке «первый пришел - первый обслужен». Приоритет называется относительным, если никакая заявка не может прервать обслуживание любой другой заявки.
Рассмотрим СМО M/G/1, в которую поступает простейший n-мерный поток заявок с параметрами (l1,…, ln), (J1,…, Jn), (J1(2),…Jn(2)).
|
|
Условие существования стационарного режима здесь - такое же, как и в бесприоритетной СМО с многомерным потоком.
Основные характеристики эффективности приведены в таблице 3.1.
Можно показать, что между временами wk ожидания заявок в СМО с относительными приоритетами справедливы соотношения:
w1 < w2<…< wn
и w1 < w <wn,
где w - среднее время ожидания в бесприоритетной СМО с многомерным потоком.
Таблица 3.1.
СМО с многомерным входящим потоком | СМО с относительными приоритетами | ||||||
1) R – среднее число занятых каналов | |||||||
2) wk - среднее время пребывания заявки k-того потока (приоритета) в очереди | |||||||
3) L - среднее число заявок в очереди | |||||||
4) n – среднее число заявок в системе | |||||||
5) u – среднее время пребывания заявки в системе | |||||||