Органы исполнительной власти субъектов РФ: правовой статус, структура, функции

Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, федеральным законом, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

Как отмечалось, конституционный принцип равноправия субъектов РФ не исключает разнообразия форм организации государственной власти. Это особенно характерно для органов исполнительной власти, организационные формы которой различаются в каждом регионе.

В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный орган и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения.

Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом, главой республики или главой государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии – Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии.

Конституционный статус главы государства (Президента, Главы Республики) устанавливается по-разному. В некоторых республиках глава государства подобно Президенту РФ как бы выводится за пределы трех ветвей власти или рассматривается как участник осуществления полномочий каждой из них. Только некоторые республики объявляют главу государства главой исполнительной власти, он иногда объявляется высшим должностным лицом республики. Обычно предусматривается, что он выступает гарантом конституции республики, прав и свобод человека, представляет республику в отношениях с РФ и др. Главе государства всегда предоставляется право подписывать и обнародовать законы республики, а также законодательной инициативы. В решении вопроса об отношениях с правительством существуют большие различия.

Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным Президенту Республики (Главе Республики), хотя ответственно и перед парламентом.

В Татарстане Президент возглавляет систему органов государственного управления и обеспечивает их взаимодействие с Государственным советом. Он представляет государственному совету на утверждение кандидатуру на пост Премьер-министра и по согласованию с Государственным советом формирует кабинет министров с правом освобождения от должности премьер-министра и членов кабинета. По представлению Президента Государственный совет образует и упраздняет министерства и государственные комитеты.

В Башкортостане Президент является высшим должностным лицом, он назначает премьер-министра с согласия Государственного собрания (парламента) и руководит деятельностью кабинета министров. Кабинет министров проводит выработанную Государственным собранием и Президентом политику Республики.

В Калмыкии Президент является главой исполнительной власти, он устанавливает структуру органов исполнительной власти, а создание правительства или кабинета министров не предусмотрено.

В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства.

Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является Председателем Правительства. В Республике Коми Глава Республики является Главой государства и Правительства, возглавляет систему государственного управления и обеспечивает взаимодействие с республиканскими и федеральными органами государственной власти.

В Республике Бурятия Президент является Главой Республики и ее исполнительной власти, Председателем Правительства. Он назначает членов Правительства с согласия Народного хурала, представляет ему предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов, Правительство представляет Народному хуралу программу предстоящей деятельности.

В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице.

Формирование Правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами. Конституцией Республики Дагестан от 26 июля 2003 г. закреплено, что государственную власть в Республике осуществляют Президент Республики, Народное собрание, Правительство Республики, суды; система органов государственной власти в Республике устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленными федеральным законом; Президент Республики является высшим должностным лицом Республики Дагестан, возглавляет исполнительную власть Республики.

Края, области и другие субъекты РФ, как и республики, самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций.

В отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам.

Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений. Такой документ предопределяет систему органов исполнительной власти и в определенной степени связывает главу администрации в его действиях по перестройке аппарата исполнительной власти.

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией.

Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

1) органы, составляющие аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность. Кроме того, в субъектах РФ действуют различные коммерческие предприятия, созданные на базе бывших подразделений краевых, областных органов и подведомственные администрации, а также различные общественные советы при соответствующих администрациях и их главах Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого губернатором, а в Москве – мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур.

Следует отметить, что в ряде областей (Ленинградской, Курганской), в краях (Ставропольском), городе федерального значения Москве термин «администрация» заменен на термин «правительство», что отражает стремление этих субъектов РФ к уравнению своих государственно-правовых форм с республиканскими.

55. Государственная служба в РФ: понятие, статус и виды.

Государственная служба – это вид профессиональной деятельности на постоянной основе по обеспечению исполнения государственных полномочий с содержанием за счет средств государственного бюджета (Администрация Президента РФ, аппарат Правительства, аппарат палат Федерального собрания, аппарат Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, аппарат федеральных органов государственной власти).

Правовой статус: царская Россия имела детально разработанное законодательство о государственной службе. Его основу заложил Петр I, введя в 1722г. Табель о рангах — единую систему должностей и чинов. Этот документ, просуществовавший до ноября 1917г. В СССР не было закона о государственной службе, регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутрен­них дел.

Важная роль в правовом регулировании гос. службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г., ею определены гос. должности РФ, предназначенные для непосредственного исполне­ния полномочий государственных органов. В 1995г. был принят ФЗ «Об осно­вах гос. службы РФ», который устано­вил правовые основы организации гос. службы, гос. служащих и порядок прохож­дения ими гос. службы. В настоящий время этот закон утратил силу. Принят ФЗ «О системе государственной службы РФ» (27.05.2003г. №58, ред.2011г.).

Виды гос. службы:

1) по виду деятельности: гражданская гос. служба, военная гос. служба, правоохранительная гос. служба;

2)по уровню: федеральную гос. службу (военная, правоохранительная, гражданская), гос. служба субъекта РФ (гражданская);

3)по ветвям власти: гос. служба в законодательных, исполнительных и судебных органах.

(Федеральная гос. служб а - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных гос. органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных гос. органов, гос. органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной гос. гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта РФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий гос. органов субъекта РФ и лиц, замещающих гос. должности субъекта РФ.

Военная служба - вид федеральной гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос. органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.)

Принципы гос. службы:

1.федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и конституционного разграничения полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ;

2.законность;

3.приоритет прав и свобод человека и гражданина,

4.равный доступ граждан к государственной службе;

5.единство правовых и организационных основ гос. службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6.взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7.открытость гос. службы и ее доступность общественному контролю, информирование общества о деятельности гос. служащих;

8.профессионализм и компетентность государственных служащих;

9.защита гос. служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Должности гос. службы делятся на категории и группы. Категории: на руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Группы должностей: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

(Существует реестр должностей гос. службы).

Гос. орган – элемент государства, который выполняет определенные гос. функции, действующий от имени государства и обладающий властными полномочиями.

Государственный служащий — работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Госслужащий обязан: добросовестно исполнять должностные обязанности, осуществлять свою деятельность в рамках закона, не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих; соблюдать политическую нейтральность, соблюдать нормы профессиональной этики; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России; воздерживаться от публичных высказываний и т.д.

Гос. служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа любого уровня, заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и др.

56. Государственная гражданская служба РФ: понятие, статус, классификация должностей, порядок их замещения.

Государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных гос. органов, гос. органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ.

Закон РФ «О государственной гражданской службе РФ»(27.04.2004 №79, ред.2012г.)

Гражданский служащий - гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Гражданский служащий имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, получение информации и материалов, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимых для исполнения должностных обязанностей; отдых; оплату труда; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; членство в профессиональном союзе; защиту своих прав; медицинское страхование; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; государственное пенсионное обеспечение; вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ст.14 ФЗ №79).

Гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;добросовестноисполнять должностные обязанности;соблюдать права и законные интересы граждан;соблюдать служебный распорядок гос. органа;поддерживать уровень квалификации;не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;представлять в установленном порядке предусмотренные ФЗ сведения о себе и членах своей семьи;сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства;сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (ст.15 ФЗ №79)..

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, осуждения его к наказанию по приговору суда, вступившими в законную силу; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос. тайну; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, подтвержденного заключением мед. учреждения; близкого родства с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу (ст.16 ФЗ №79).

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа любого уровня, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию; допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности гос. органов, их руководителей (ст.17 ФЗ №79)..

Гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членах своей семьи (ст.20 ФЗ №79).

Должности федеральной гос. гражданской службы учреждаются ФЗ или указом Президента РФ, должности гос. гражданской службы субъектов РФ - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Классификация должностей гражданской службы: делятся на категории и группы. Категории:

руководители - должности руководителей и заместителей руководителей гос. органов, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия руководителям гос. органов в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей;

специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения гос. органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности гос. органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую.

На гос. гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям (ст.21 ФЗ №79).

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Законом 79, ст. 22 предусмотрены случаи, в которых конкурс не проводится: на определенный срок полномочий категорий "руководители" и "помощники (советники)"; категории "руководители", назначенные Президентом или Правительством РФ; при заключении срочного служебного контракта; состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе и т.д.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (из кадрового подразделения, юридического, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой и независимых экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Претендент на замещение должности вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с ФЗ 79.

Заключается служебный контракт. Может быть предусмотрено испытание от трех месяцев до одного года.

57. Государственная служба субъектов РФ: общая характеристика, правовое закрепление, классификация должностей, порядок их замещения.

Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Принимаемые в субъектах Российской Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и рамочному Федеральному закону "Об основах государственной службы РФ". Как правило, законы субъектов РФ о государственной службе соответствующих субъектов РФ определяют следующие важнейшие блоки государственно-служебных вопросов и отношений: " определение содержания и основных элементов государственной службы субъектов РФ; " перечисление и конкретизация определенных федеральным законодательством о государственной службе принципов государственной службы субъектов РФ; " ранжирование государственных должностей в субъекте РФ с учетом соответствующих положений федерального (рамочного) закона о государственной службе; " разработка и утверждение квалификационных требований по должностям, замещаемым государственными служащими субъектов РФ; " уточнение перечня прав и обязанностей государственных служащих субъектов РФ; " установление оснований и видов поощрения государственных служащих субъектов РФ; " детализация определенных федеральным законодательством порядка, условий и мер дисциплинарной ответственности государственных служащих; " конкретизация установленных федеральным законодательством ограничений для государственного служащего; " определение содержания государственной тайны субъекта РФ; " усиление и уточнение гарантий для государственных служащих, установленных федеральным законодательством; " закрепление порядка назначения и размеров денежного содержания государственных служащих субъектов РФ на основе норм федерального законодательства; " дополнение федерального перечня компенсационных выплат и пособий государственным служащим; " установление условий предоставления и продолжительности дополнительных отпусков и отпусков без сохранения денежного содержания; " определение процедуры поступления на государственную службу; " установление порядка проведения государственных квалификационных экзаменов, испытаний, конкурсов на замещение вакантной должности, а также аттестаций государственных служащих; " детализация правового механизма прекращения государственно-служебных отношений; " определение условий и процедуры прекращения государственной службы. Важной особенностью правового регулирования государственно-служебных отношений в субъектах Российской Федерации является необходимость учета положений федерального законодательства по вопросам государственной службы, а также установление вопросов, по которым в субъектах РФ может осуществляться собственное правовое регулирование.Государственная служба в субъектах РФ должна регулироваться федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, которые не противоречат федеральному законодательству. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные должности государственной службы подразделяются на пять групп: высшие государственные должности государственной службы (5-я группа); главные государственные должности государственной службы (4-я группа); ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа); старшие государственные должности государственной службы (2-я группа); младшие государственные должности государственной службы (1-я группа). Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от их функциональных особенностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются: уровень их профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стаж и опыт работы по специальности; а также - уровень знаний законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Гражданам Российской Федерации, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, кроме высшего профессионального образования по специализации должности или равноценного ему высшего образования необходимо иметь дополнительное высшее профессиональное образование. Это может быть послевузовское управленческое или иное равноценное образование. При этом решение о равноценности образования и ранжировании дипломов высших учебных заведений применительно к таким должностям принимает Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, претендующим на ведущие и старшие государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности "государственное и муниципальное управление" либо по специализации должности или иное равноценное высшее образование. Для замещения младших государственных должностей государственной службы достаточно среднего профессионального образования по специализации должности или равноценного ему образования. Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами федеральных органов (в отношении государственных служащих этих государственных органов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: