Отличительные признаки социально-психологической коррекции семьи

Социально-психологическая коррекция семьи развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки.

Во-первых, его специфика заключается в том, что данный вид помощи ориентирован на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.

Во-вторых, это процесс профессионального субъект-субъектного отношения квалифицированного специалиста к клиенту (семье), которое представлено как «личность – личность».

В-третьих, главной целью социально-психологической коррекции семьи является помощь членам семьи в понимании происходящего в их семейном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Американские семейные психотерапевты немедицинской модели Д.Котлер и Р.Браун определили следующие особенности семейной социально-психологической работы в отличие от индивидуальной:

  • семейный специалист видит корень проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей;
  • от семейного специалиста требуется больше активности, директивности и степени контроля, чем при индивидуальной работе;
  • семейный консультант должен использовать не один, а несколько теоретических подходов, интегрируя их, при моделировании семейных проблем;
  • семейный специалист не может использовать линейные модели причинно-следственных связей, а циркулярную модель, позволяющую обнаружить взаимосвязи в поведении членов семьи;
  • семейный специалист использует модели развития, которые описывают жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.
  1. Психодинамическая модель оказания помощи семье.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели оказания социально-психологической помощи семье.

Психодинамическая модель, основными принципами реализации которой являются следующие:

  1. Нарушение супружеских и детско-родительских отношений рассматривается с точки зрения внутренней мотивации членов семьи.
  2. Семейные конфликты и нарушения анализируются с учетом прошлых конфликтов и нарушений, имевших место в предыдущих эмоционально окрашенных отношениях.
  3. Особое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение каждого из супругов.
  4. Источником перемен является способность повышать уровень осознания в настоящем через установление связи с прошлым.

Сохраняя выше перечисленные принципы, сформировались ряд семейных психоаналитических школ.

Представители школы М.Николсу считают, что разрешение семейных проблем клиента зависит от его подсознательных связей с родителями. Помощь строится на основании теории объектных отношений, суть которой состоит в том, что приобретенный и усвоенный в прошлом опыт усугубляет трудности, испытываемые в настоящее время.

Помощь семье предполагает психологическую помощь отдельному члену семьи, направленную на осознание и коррекцию опыта отношений с родителями, что позволит преодолеть ему трудности в своей семье.

Представители школы Г.Навайтиса используют две взаимодополняющие модели работы: модель М.Боуэна и модель И.Башормени-Наги – Д.Ульриха.

М.Боуэн рассматривает семью как эмоциональную систему, в которую включены представители всех предшествующих поколений. Влияние эмоциональной системы семьи на детей безусловно и может приводить к формированию двух типов личности: личности обособленной, независимой, дифференцированной от семьи (которые впоследствии лучше приспосабливаются, более объективно оценивают свои и чужие эмоции и потребности, опираются на интеллект, способные делать альтернативный выбор) и личности подчиненной, зависящей, «сплавленной» с семьей (являющиеся ригидными, руководствующиеся эмоциями, не всегда способные дифференцировать эмоции от потребностей или интеллектуальных решений). Люди, выросшие в семьях сплава и не отделившиеся от них, выбирают партнера, похожего на себя. В результаты внутрисемейные эмоциональные процессы транслируются из прошлого в будущее.

И.Башормени-Наги и Д.Ульрих, авторы «контекстовой теории семьи», высказывает тезис о том, что прошлое оказывает влияние на настоящее через лояльность семейным традициям. Ни один человек не свободен от этого контекста и так или иначе выстраивает свою жизнь, сознательно или неосознанно опираясь на опыт, приобретенный в родительской семье. Описывая семейный контекст, И.Башормени-Наги и Д.Ульрих вводят понятие «долг» для описания и характеристики эмоциональных связей. Если ребенок растет в семье в атмосфере справедливости, беспристрастности, то у него формируется сбалансированное отношение к правам и обязанностям. Он может выстраивать свои отношения с другими людьми, учитывая их интересы и потребности наравне со своими интересами. Если же ребенок вышел с родительской семьи с чувством невыполненного долга, то высока вероятность того, что он будет выплачивать его другому человеку, тем самым нарушая баланс обязанностей и прав в семье.

Таким образом, психологическая помощь состоит в: 1)достижении понимания членами семьи того, что истоки сегодняшних проблем связаны с генетической семьей; 2)научение членов семьи вести себя более искренне и открыто по отношению друг к другу, поддерживая баланс между близостью и автономностью.

3. Поведенческая модель оказания помощи семье.

Поведенческая модель оказания социально-психологической помощи семье направлена на изменение поведения членов семьи, используя методы обуславливания и научения.

Особенности поведенческой семейной психотерапии (по Фейдимену и Фрейгеру):

· стремление помочь членам семьи реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами;

· не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств члена семьи;

· позитивное терапевтическое отношение считается недостаточным для эффективности психокоррекционного процесса;

· жалобы клиента принимаются как значимый материал, на котором специалист фокусируется, а не рассматривается как симптомы лежащей за ними проблемы;

· член семьи и специалист договариваются о целях терапии

Данное направление активно развивается, интегрируясь с теорией переработки информацией, коммуникации и др.

Наиболее активно используется поведенческий тренинг для развития определенных способностей, умений и навыков, в которых нуждаются члены семьи и которые способствуют преодолению семейных нарушений.

Основная идея тренинга умений (разработан А.Бандурой и П.Кендаллом) состоит в том, что человек может приобрести новое, нужное ему, поведение, если; 1)он считает, что ему оно необходимо; 2)верит, что ему это удастся; 3)путем наблюдения за другими людьми, демонстрирующими нужное ему поведение.

Основные процедуры тренинга:

1. Оценка сильных и слабых сторон в реализации навыка.

2. Наблюдение за образцом поведения или моделирование нужного образца.

3. Репетиция поведения (включает – инструктаж и подкрепление).

4. Релаксационный тренинг.

5. Когнитивное переструктурирование.

6. Домашняя работа.

4. Системный подход оказания помощи семье.

Системный подход оказания помощи семье считается одним из самых молодых, получивших свое признание в конце второй половины 20-го века. В данном подходе семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом.

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. Основоположником системного подхода является австриец Л.фон Берталанфи, который определил понятие системы как развивающегося и функционирующего организма. В рамках системного подхода к оказанию помощи семье можно выделить следующие самостоятельные модели.

  1. Структурная семейная терапия С.Минухина.

С точки зрения С.Минухина, семья – это естественная группа, в которой со временем возникает стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование её членов. Жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения двух основных задач: 1)поддерживать индивидуальность членов семьи; 2)создавать ощущение принадлежности к целому.

Структурная модель С.Минухина включает в себя 3 основные понятия:

1. Структура семьи, которую образуют стереотипы взаимодействия, определяющие диапазон поведения.

2. Подсистемы семьи – супружеская, родительская и детская.

3. Границы, определяющие отношения между подсистемами, которые бывают 3-х типов: 1)четкие (позволяющие субсистемам чувствовать определенную автономию и налаживать эффективную коммуникацию между подсистемами); 2)ригидные (субсистемы функционируют автономно, без взаимодействия друг с другом, что отделяет членов семьи друг от друга и от социума в целом); 3)диффузные (провоцирующие феномен психологического слияния, границы одной подсистем растворяются в другой).

В должным образом организованной семье:

· Существуют ясные границы между подсистемами

· Границами подсистем служат правила, определяющие кому дозволено принимать участие в подсистемах

· Здоровое развитие семьи диктует необходимость невмешательства в дела одной подсистемы со стороны других подсистем

Типы патологической структуры семей:

1. Разобщенные семьи с излишне жесткими границами.

2. Семьи со слабыми, легко проницаемыми границами и запутанными взаимосвязями.

Цель социально-психологической помощи - помощь членам семьи в осознании того, что корни проблем члена или членов семьи не в их личностных характеристиках, а в семейной системе. Задачи специалиста – 1)создание иерархической структуры, в которой присутствую подструктуры супругов, родителей и детей; 2)образование супружеско-родительской коалиции; 3)создание отвечающих возрасту детей условий для эксперимента с субсистемами и с собственной автономией; 4(обособление субсистемы супругов от субсистемы родителей.

Основные этапы психотерапии:

1. Присоединение специалиста к семейной системе (к стилю общения, к иерархии ценностей), включение себя в неё на правах лидера.

2. Исследование семейной структуры, подтверждение (или отрицание) симптомов патологической семейно практики взаимодействия.

3. Освобождение семьи от деструктуивного осуществления взаимосвязей через изменение структуры семьи.

Специалист, работающий в этой модели, сосредотачивает свое внимание на актуальном коммуниктивном поведении. Он осуществляет активный контроль над действиями семьи, руководит её иерархической структурой. Составляются «план положения», «карты роли и властных полномочий» членов семьи, границы подсистем, пути избегания конфликтов, формирование коалиций. Основные приемы работы – «подражание» и «директивы».

2. Психокоррекция семьи в гештальт-походе.

Гештальт-подход – это процесс психокоррекции семьи, который ставит целью восстанавливать или развивать способность члена семьи к саморегуляции с другими людьми и средой в зависимости от своих потребностей, желаний или незавершенных ситуаций в данный момент. Лидером в применении гештальт-модели в работе с семьями является Д.Зинкер.

Цель вмешательства специалиста состоит в том, чтобы побудить у клиентов осознавание того, как они взаимодействуют между собой.

  1. Модель оказания помощи семье, основанная на опыте.

Она предполагает фокусирование внимания специалиста на настоящем, а не на прошлом. Основная цель психо-корреционной работы – личностный рост. Работа преимущественно ведется с отдельными членами семьи. Задача специалиста – оказать помощь семье в конгруэнтном выражении своих чувств. В процессе работы специалиста с семьей члены семьи обучаются делиться опытом переживаний с другими. Наиболее выдающимися представителями данного направления являются В.Сатир и К.Витакер.

  1. Коммуникативная модель оказания помощи семье В.Сатир.

Модель помощи семье, разработанную В.Сатир, принято определять как коммуникацинной моделью. С точки зрения В.Сатир, жизнеспособная семья долна давать каждому из её членов возможность найти в ней себе место и получать от этого удовольствие. Средствами, при помощи которых семейная система достигает такого состояния, являются чувства, правила и способы общения.

В.Сатир выделила 3 правила эффективной коммуникации в семье:

1. Члены семьи говорят о своих чувствах и мыслях от первого лица.

2. Каждому члену семьи предлагается передавать свои чувства.

3. Каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания других членов семьи, делая свое сообщение конгруэнтным (содержание высказывания подтверждается тоном голоса, выражением лица, жестами).

Она отметила также, что любую семейную систему можно охарактеризовать, используя следующие 4 параметра:

· Самооценка каждого члена семьи (адкватная, высокая, низкая);

· Коммуникация в семье (прямая-опосредованная, честная-нечестная, адекватная-неопределенная, открытая-запутанная);

· Семейная система (правила ясные-скрытые, меняющиеся при необходимости-жесткие; свобода обсуждений-запрет на обсуждения; автономность допускается и поощряется – мелочная опека и контроль);

· Социальные связи (многообразие социальных связей-отсутствие социальных связей, семья открыта для внешних контактов – закрытость, страх или заискивание перед социумом).

Эмоциональное благополучие-неблагополучие членов семьи определяется позицией, которую каждый из них склонен занимать, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения. В.Сатир выявила и описала 4 позиции, которые обнаруживаются в семьях с нарушениями.

1. Заискивающая позиция («миротворец») – попытка угодить, не сердить другого человека и не вступать в споры. Внутреннее ощущение «миротворца» - можно передать словами «Я считаю себя ничтожеством, я – ничто».

2. Обвиняющая позиция – постоянный поиск виноватых среди членов своей семьи. Член семьи пытается избежать отвержения, демонстрируя свою силу и власть окружающим. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив.

3. Расчетливая позиция («компьютер») – скрытое убеждение человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации. Такой член семьи корректен и рассудителен, не проявляет чувств, кажется другим эмоционально холодным. Внутреннее его ощущение характеризуется словами «чувствую себя уязвимым».

4. Отстраненная позиция («безумный») – спутанное, несеръезное поведение. Человек настолько боится быть отвергнутым другими что ведет себя неадекватно ситуации. Его слова могут касаться совершенно отвлеченной темы, движения неловкие и нелепые. Испытываемые чувства при этом – «Здесь никто обо мне не позаботится никто не любит, мне здесь нет места».

Вирджиния Сатир разработала ряд упражнений, игр и процедур, позже систематизированные Ш.Лойшеном, которые позволяют членам семьи осознать и почувствовать применяемые ими неэффективные позиции в общении, а впоследствии откорректировать их.

Наиболее известной техникой широко применяющейся в психотерапии семьи немедицинской модели является «скульптура семьи». Каждый член семьи расставляет своих родственников. Создавая живую скульптуру, проецируя на неё свое видение семейной системы и свой опыт проживания в ней. Суть данной техники состоит в том, что расположение членов своей семьи и объектов физически символизируют внутрисемейные отношения в настоящем времени, определяя то, как видится место каждого в семейной системе. Главное достоинство этой техники – преодоление склонности членов семьи замалчивать или «заговаривать» реальные проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: