В ст. 33 УПК установлено принципиальное положение: судопроизводство по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведется на территории Российской Федерации в общем порядке. Среди иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, особо выделяются лица, пользующиеся иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации. Перечень этих лиц определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года. В частности, к ним относятся:
Право иммунитета от уголовной ответственности не является пожизненным. Государство может лишить лицо этого иммунитета и дать согласие на привлечение его к уголовной ответственности, которое получают по дипломатическим каналам. В настоящее время категории иностранных граждан, обладающих привилегиями и иммунитетами, указаны в различных актах, среди которых основное место занимает Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (1966 год). 1) дипломатические иммунитеты и привилегии представительства. К ним относятся неприкосновенность помещений, средств передвижения, имущества, архивов, документов и официальной переписки; свобода сношений со своим правительством, консульскими представительствами своей страны и т. п. Резиденция, жилые и служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин пользуются иммунитетом от осмотров, обыска, выемки, изъятия и иных исполнительных мер; архивы, почта, переписка не подлежат вскрытию и задержанию. Под помещениями представительства понимают здание или часть здания, используемые для целей дипломатического представительства, независимо от того, принадлежат ли они представительству или арендуются им, включая участок земли, в том числе двор, сад, если таковые имеются; 2) личные иммунитеты и привилегии. К ним наряду с иммунитетом от уголовной юрисдикции относят личную неприкосновенность, неприкосновенность частной резиденции и жилых помещений, свидетельский иммунитет. Представители дипломатических и консульских представительств не обязаны являться в следственные и судебные органы. Наличие дипломатической неприкосновенности исключает обычный порядок судопроизводства. В соответствии со ст. 33 УПК в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел России. Эти положения установлены в соответствии с международно-правовыми актами, в частности Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года. В некоторых случаях уголовно-процессуальный закон устанавливает дополнительные гарантии. В частности, выемка и обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, могут производиться не только по их просьбе или с согласия дипломатического представителя, но и в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел России (ст. 173 УПК). Следственная практика распространила это требование также на производство осмотра. Независимо от статуса иностранных граждан производство по делу с их участием отличается серьезными особенностями. 1. Особенности производства в стадии возбуждения уголовного дела. При обращении иностранных граждан с заявлением о подготавливаемом или совершенном против них преступлении или обнаружении их на месте преступления прежде всего следует удостовериться в их личности. Следователь, лицо, производящее дознание, и другие сотрудники правоохранительных органов обязаны лично проверить документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, и отразить сведения, содержащиеся в документах, в соответствующих материалах. Личная проверка документов позволяет:
При этом следует иметь в виду, что документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, является заграничный паспорт, который подразделяется на три вида: дипломатический, служебный и национальный (их называют еще общегражданскими). В них должна быть представлена въездная, выездная или транзитная виза. Иногда иностранным гражданам выдается специальный документ — въездная-выездная виза. В подтверждение наличия дипломатического иммунитета иностранный гражданин должен предъявить дипломатическую карточку, выдаваемую протокольным отделом Министерства иностранных дел РФ. При необходимости уточнения каких-либо сведений об иностранном гражданине, получения каких-либо консультаций и т. п. должностным лицам органов внутренних дел категорически запрещено непосредственное обращение в любой форме в представительство соответствующего иностранного государства. Следователь и другие должностные лица, удостоверившись в личности иностранного гражданина, обязаны безотлагательно выяснить, на каком языке он будет делать заявления, давать разъяснения, объяснения и показания. Желание воспользоваться услугами переводчика или отказ от его услуг должны быть зафиксированы в документе первого процессуального действия, проведенного с участием иностранного гражданина. При необходимости безотлагательно принимаются меры к вызову переводчика, с тем чтобы процессуальные действия производились не только с участием иностранного гражданина, но и переводчика, в том числе и составление протокола заявления о преступлении (ст. 110 УПК). При составлении протокола в порядке ст. 110 УПК иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом, об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК) не предупреждается. При совершении преступления иностранным гражданином, обладающим дипломатическим иммунитетом, в стадии возбуждения уголовного дела принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК). 2. Особенности производства в стадии досудебной подготовки материалов. Одной из особенностей в этой стадии являются действия, связанные с задержанием и заключением под стражу иностранных граждан. Межведомственная Инструкция о порядке извещения дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан установила следующие правила.
Изложенные правила распространяются на иностранных граждан, с которыми Россия заключила консульские конвенции, консульские договоры, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, соглашения, предусматривающие соответствующие обязанности Российской Федерации. Другая особенность заключается в том, что при составлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого иностранного гражданина и обвинительного заключения размер причиненного им материального ущерба указывается одновременно в денежных знаках России и иностранного государства. Одна из важных особенностей производства по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами, состоит в том, что задержанные, заключенные под стражу или приговоренные к лишению свободы лица содержатся отдельно от российских граждан. Кроме того, передвижение иностранных граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, без конвоя не допускается. К важной особенности предварительного производства относится специфика прекращения уголовного дела в отношении иностранных граждан. Уголовные дела обычно прекращаются либо за отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК), либо в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК) при выезде лица за пределы территории России. При участии иностранного гражданина в уголовном процессе в качестве потерпевшего и заявлении им гражданского иска органы, осуществляющие досудебную подготовку материалов, должны иметь в виду, что вопросы, связанные с предметом иска, регулируются нормами не только гражданского права России, но и соответствующей отрасли права иностранного государства. Важной особенностью досудебной подготовки материалов является особый порядок сношения с учреждениями и должностными лицами иностранных государств. Эти вопросы регулируются:
В соответствии со ст. 32 УПК порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с судебными и следственными органами иностранных государств, а равно порядок выполнения поручений последних определяется законодательством Союза ССР и Российской Федерации и международными договорами, заключенными СССР и РФ с соответствующими государствами. К сожалению, Россия не имеет систематизированного законодательства по вопросам международного взаимодействия по уголовным делам. Поэтому более подробно эти вопросы регулируются различными ведомственными нормативными актами. По общему правилу при оказании правовой помощи сносятся:
Запросы о правовой помощи в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам и органам прокуратуры России. При этом копия поручения (запроса) одновременно передается в соответствующий центральный орган. Запросы о предоставлении выписок из судебных материалов и сведений о них направляются в Минюст или Генеральную прокуратуру РФ. Взаимодействие по вопросам проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основании запросов международных правоохранительных организаций (прежде всего Интерпола) и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами через национальное центральное бюро Интерпола в структуре МВД России. В запросе (поручении, ходатайстве) об оказании правовой помощи должны быть указаны: В качестве общего правила в исполнении запроса отказывается, если его выполнение могло бы нанести ущерб суверенитету, безопасности и другим существенным интересам запрашиваемого государства или противоречит основам его законодательства либо международным обязательствам. В некоторых международных договорах предусматривается временная передача лица, находящегося под стражей, на территорию запрашивающего государства для участия в следственных действиях при условии, что оно будет возвращено в сроки, указанные запрашиваемой стороной. В такой передаче может быть отказано, если: Запрос о временной передаче лица, содержащегося под стражей в России, должен содержать следующие сведения: 3. Особенности судебного разбирательства с участием иностранных граждан. Судебное разбирательство с участием иностранных граждан осуществляется по общим правилам с учетом рассмотренных выше особенностей, связанных с заключением подсудимого под стражу, осуждением его к лишению свободы, посещением этих лиц должностными лицами представительств, особым порядком сношения с органами и учреждениями иностранного государства. |