Ключевые слова
Обучение, научение, учение, развитие, образование.
Знания, умения, навыки, понятия.
Зона актуального развития, зона ближайшего развития.
Образовательные парадигмы: ассоциативно-рефлекторное обучение, деятельностное обучение.
Теории обучения: традиционное, классически – обуславливающее, проблемное, развивающее, программированное, контекстное, оперативное обучение, научение методом проб и ошибок, теория социального научения, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Задания для подготовки к семинару
Задание 1. В психологии обучения центральными являются вопросы оптимизации учебного процесса, т.е. формы работы, применяемые учителем должны обеспечивать глубокое, прочное усвоение материала в наиболее сжатый отрезок времени и стимулировать развитие учащихся. Учитель должен намечать и обязательно реализовывать цели обучения, соотносящиеся с содержанием учебного материала и возрастными особенностями развития учащихся.
В материалах для индивидуальной работы представлены фрагменты уроков (Абрамов А.А., Щербаков А.И., отчет по практике студентки 4 курса). Ознакомьтесь с текстами, поразмышляйте над вопросами и дайте теоретически обоснованные ответы:
· В какой образовательной парадигме была выстроена форма изучения материала учителем? Оцените возможность влияния каждого подхода на результативность усвоения материала.
· Каковы цели урока в каждом случаи? Используя данную форму обучения, создает ли учитель условия для развития?
· (письменно) Перед вами стоит задача объяснить новую тему классу. Сформулируйте цели урока и подготовьте соответствующий целям материал для изучения темы: «Правописание слов с жи и ши, ча и ща, чу и щу», «Таблица умножения» (на выбор). Время сообщения должно быть не более10мин.
Задание предполагает выступление перед аудиторией с последующим обсуждением результатов.
Задания для самостоятельной работы студента
1. В материалах для индивидуальной работы представлена статья Л.С. Выготского «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте». Изучите данную работу и составьте аннотацию для студентов - коллег — «Я советую прочитать эту статью, потому что...»
Мотивируя студентов к изучению статьи, затроньте следующие вопросы:
· Как введённое Л.С. Выготским понятие «зона ближайшего развития» изменило взгляд на проблему диагностики и коррекции психического развития школьников в современных условиях обучения?
· Как происходит реализация взаимосвязи развития и обучения на этапе получения профессии педагога?