формально, по рассказам и описаниям, а по-настоящему, <вживаясь в образ>.
И В той же игре сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений.
Ребенок - <капитан корабля>. <Мы сели на мель!> - кричит <матрос>.
Надо командовать, а <капитан> не знает, что приказать. В развитой, сложной
Сюжетной игре потребность в новых знаниях возникает буквально на каждом
Шагу. Ребенка 4-5 лет это не смущает: он и так чувствует себя настоящим ка-
Питаном. А вот 6-летний уже понимает: настоящий капитан должен все знать,
все уметь. Где же этому научиться? Разумеется, в школе!
Итак, к 6 годам у большинства детей появляется желание стать школь-
Никами (если оно не появилось, то это значит, что ранее в воспитании были
Допущены какие-то просчеты). Некоторым детям удается реализовать свое
Стремление: они действительно поступают в школу с 6 лет. Другие остаются в
Детском саду - в школу они пойдут только в 7 лет. С какого же возраста следует
Начинать обучение в школе? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все
|
|
Зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от уровня его развития.
Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью
Учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого
Возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими
интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими <дошкольны-
ми> способами их удовлетворения. Интеллектуальная сфера ребенка не только
В определенной мере уже готова к систематическому обучению, но и требует
Его. Это противоречие распространяется и на личностную сферу. В этом
Возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности,
Которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде
Недоступные ребенку.
Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную
Позицию школьника, но и начинает стремиться к ней.
Важной особенностью психического развития старшего дошкольника
Является, во-первых, обостренная чувствительность (сензитивность) к нравст-
Венно-психологическим нормами правилам поведения и, во-вторых, готовность
Детей к овладению целями и способами систематического обучения. Говоря
Словами Л. С. Выготского, в этот период осуществляется переход от учения
По его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми.
У ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения