1. Современные тенденции развития учреждений дополнительного образования детей, основанные на принципах фундаментализации, индивидуализации, демократизации, гуманитаризации и гуманизации, усиливают значимость художественных навыков профессионального мастерства педагога дополнительного образования. Данные навыки необходимо рассматривать в соответствии с закономерностями эстетического восприятия педагогической реальности.
Эстетическое восприятие характеризуется, прежде всего, как восприятие эмоциональное, которое позволяет читать «язык чувств» - переживание личностного смысла в любом виде информации, что делает ее более доступной пониманию. Вот почему важно развивать способность человека к эстетическому восприятию.
Организация эстетического восприятия в обучении и воспитании предполагает целенаправленное применение художественных средств, обеспечивающих эстетическое воздействие, которое отличается от других форм педагогического взаимодействия проявлением обратной связи, окрашенная преимущественно положительными эмоциями личности.
|
|
2. Художественными средствами педагога могут являться актерские приемы интонационной и пластической выразительности, способствующие экспрессивному самовыражения личности; режиссерские приемы мизансцен, обеспечивающей композиционное оформление содержания деятельности во времени и пространстве.
Средства драматического искусства необходимы в деятельности педагога дополнительного образования, особенно для организации игровых или других нестандартных форм творческой деятельности. Выразительные средства эффективны не только для стимуляции познавательной активности обучающихся, но и для продуктивного управления их эстетическим развитием, которое позитивно влияет на самосовершенствование каждой личности.
Задача художественно-творческого развития личности должна составлять стержневую основу обучения в учреждениях дополнительного образования. Успешность ее реализации в значительной мере зависит от сформированное художественных навыков педагога, что говорит о его творческой индивидуальности и способствует процессу педагогического взаимодействия с детьми.
Общие художественные способности - это:
- способность целостно воспринимать явления действительности;
- способность к свежему, непосредственному мировосприятию;
- способность непроизвольно переходить от представления к действию.
Развитие творческих способностей ребенка, его самоопределение в значительной мере зависят от конкретного педагога дополнительного образования. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, и в особенности к детям.