Последним элементом общественной структуры креативности, которым часто пренебрегают, являются поддерживающие социальные условия, открытые любым креативным формам — художественным и культурным, равно как техническим и экономическим. Данные условия обеспечивают благоприятную экосистему или среду, в которой многообразные формы креативности пускают корни и расцветают. Поддержка различных феноменов и тенденций из области культуры и образа жизни — например, современной музыки или оживленной художественной среды — помогает привлекать и стимулировать креативных специалистов по бизнесу и технологиям. Так происходит процесс "перекрестного опыления" между этими формами, равно как и внутри них, что демонстрирует история развития отраслей индустрии креативного содержания, от издательского дела и музыки до видеоигр и кино. Социальная и культурная среда также работает как механизм привлечения всевозможных новых групп и способствует быстрому распространению знаний и идей. Перечисленные факторы совместно образуют социальную структуру креативности, о чем я еще буду рассказывать более подробно.
Элементы, на которых я уже остановился — увеличение затрат на исследования, высокотехнологичные новые фирмы ("стартапы") и формальная система венчурного капитала, системы креативного предприятия и контрактного производства, а также современная креативная общественная среда, — развивались параллельно и теперь начинают взаимодействовать. Мы вступаем в эпоху всепроникающей креативности, которая наполняет собой каждый сектор экономики и общества, что значит гораздо больше, чем просто "припадки" инновационной активности в высокотехнологичной индустрии. Мы действительно находимся в центре креативных преобразований, связанных с рождением креативной экономики.