Теория человеческого капитала гласит, что экономический рост происходит в местах, где есть хорошо образованные люди. Отсюда напрашивается вопрос: почему креативные личности концентрируются в определенных местах? Что определяет выбор в пользу тех или иных городов в мире с высоким уровнем мобильности?
Экономисты и социологи уделяют большое внимание причинам, по которым компании выбирают свое местоположение, однако в отношении людей данная проблема практически не рассматривалась. На этот фундаментальный вопрос я и попытался ответить. В условиях почти полного отсутствия академических образцов и литературы на эту тему я стал просто спрашивать людей о том, как они решают, где жить и работать. Я начал со своих студентов и коллег в Карнеги-Меллон, затем перешел на друзей и сотрудников в других городах. Со временем я стал задавать эти вопросы практически каждому встречному, и в ответах постоянно звучала одна и та же мысль. Для людей имели значение экономические соображения и образ жизни, а также их соотношение: решения по поводу карьеры или местожительства не укладывались в рамки традиционных теорий, согласно которым они должны покорно следовать за рабочими местами.
|
|
Со временем я понял, чем моя точка зрения отличается от теории человеческого капитала. Мой коллега даже придумал ей название "теория креативного капитала". В сущности, моя теория состоит в том, что экономический рост регионов определяется выбором местожительства творческих людей — владельцев креативного капитала, которые предпочитают места, характеризующиеся разнообразием, терпимостью и открытостью новым идеям. Таким образом, она отличается от теории человеческого капитала в двух аспектах: 1) уточняет конкретный тип человеческого капитала (творческих людей) в качестве основы экономического роста и 2) определяет факторы, влияющие на принятие решений о месте работы и жительства для подобных людей, поскольку недостаточно заявить, что некоторым регионам просто везет с креативностью. В главе 14 я расскажу подробнее о своей теории и о том, какими способами я ее проверял, а сейчас давайте посмотрим,
что результаты моих интервью и фокус-групп говорят о приоритетах творческих людей при выборе места.