Антропологическая экспертиза.
Функции: выявить соответствие чего-то к чему то. Знак качества. Определенная общественная рефлексия, по поводу значимых для всего общества принимаемых решений. Это результат целенаправленной осознанной деятельности человека. «Социальная антропология имеет дела с явлениями, которые будут». Основная функция культуры – передавать общечеловеческий опыт. Сама культура не может нести прогностическую функцию. Поэтому и нужна антропологическая экспертиза.
В обществе происходят явления, с которыми культура справиться не может (например, войны). Эта рефлексия вызывается необходимостью осмыслить, что мы делаем и к чему это может привести.
(эвтаназия, стволовые клетки, бессмертие, проблема иждивенчества, глобализация).
Тофлер, шок будущего
-психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Шок настоящего вызывается несоответствием между реальностью и картиной реальности в сознании (человек не успел адаптироваться). Подобное несоответствие порождается изменениями, особенно, быстрыми, усиливающимся давлением событий, потоком знаний, науки, техники, различного рода информации. Общество в целом знает о своих перспективах, но некоторые люди больше узнали о перспективах технологического развития, чем другие. Столкновение (например, в СМИ) с более продвинутой технологией, чем уже знакомые человеку, вызывает шок будущего.
Эксперти́за— исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.
Особым типом экспертизы является философско-антропологическая экспертиза, или «суперэкспертиза» Необходимость в ней возникает, как правило, в те исторические периоды (переходные эпохи), когда человечество переживает антропный кризис.
-антропологическая экспертиза – это особый тип экспертизы, предполагающий осмысление социокультурной действительности, выявление причин и следствий тупикового пути развития человечества и моделирование путей его выживания и спасения.
Антропологическая экспертиза - оценка уровня и характера соответствия проводимых реформ и осуществляемых преобразований объективным тенденциям развития человека и его субъективным представлениям о своем месте в создаваемом будущем.
Несмотря на то, что современная наука развивается очень динамично, она зачастую не успевает объяснять события, происходящие в мире. С точки зрения обывателя, в современном обществе, на международной арене разворачивается война явлений (терроризм, клонирование, проституция, наркотики и т.д.) Перед человеком возникают трудности. В современном обществе люди совершают поступки так быстро, что у культуры не остается времени для отбора позитивных, негативных влияний. В этом может помочь антропологическая экспертиза, она оценивает уровень и характер соответствия осуществляемых преобразований объективным тенденциям развития человека. С помощью экспертизы мы должны понять, что действительно ли те явления, которые мы клеймим, являются такими вредоносными, может они вредоносны только в определенный момент человеческой жизни.
Основной критерий - мы должны понять, является ли какой-либо феномен, тем фактором, который выводит систему за пределы ее порядка, из равновесного состояния и следовательно, приводит в состояние бифуркации (разделения, изменения, перестройки).
«Флаги катастроф» - предвестник того, что система пришла в состояние бифуркации.
Антропологическая экспертиза изучает эти самые флаги катастроф и оценивает их на предмет - на сколько событие усиливает бифуркацию.
Теоретическая разработка и регулярное практическое осуществление антропологической экспертизы позволило бы в значительной степени избежать односторонности экономике и в оценке тех или иных социальных реформ. Дело в том антропологическая оценка позволяет осмыслить и оценить саму цель общественных преобразований: интересы развития человека как первичного, индивидуального, конкретного субъекта, творца и носителя всего общественного содержания.
Как видно, антропологическая экспертиза не отменяет и не заменяет собой ни экономическую, ни политическую оценки осуществляющихся в обществе преобразований.
Антропологическая экспертиза есть, таким образом, необходимое продолжение и естественное завершение процесса объективации, осуществляя которую, человек действительно осознает себя подлинно активным субъектом истории, творцом своего собственного социального бытия.
2. Ритуал как форма купирования агрессии. Видосохраняющая роль ритуала
Ритуалы- это действие кот. имеет символический смысл, который стандартизиров.набор действий символического содержания. Тесно связан с традицией (определ.культурная привычка), кот придает значимость действиям
Агрессивное поведение человека ограничивается специфическими культурными моделями, дающими возможность контролировать его и трансформировать в недеструктивные формы. Для этого в обществе были выработаны правила поединков и других форм агрессивного социального взаимодействия с целью предотвратить убийства людей внутри общности. Борьба за высокие места в иерархической системе стала приобретать более ритуализованный характер, лидеров в группах "начали выбирать не только за их силу, агрессивность, но и в соответствии с социальными способностями, такими, как умение установить мир, организовать деятельность". Все большую роль стали играть обряды, дающие возможность в ритуализованной форме проигрывать ситуацию, будущие действия и тем самым готовиться к ним. Этот вид ритуалов преобразовывает деструктивные импульсы, дает им выйти в культурно-приемлемой форме. ногообразные ритуализованные игры способствуют уменьшению агрессивности, и наоборот.
Ритуалы выполняют также функцию сдерживания, успокаивания в межиндивидуальных отношениях, нейтрализации межличностной агрессии. Основную нагрузку в выполнении этой функции несут невербальные формы коммуникации: доброжелательное выражение лица, улыбка и т. д.
.