Как официальная академическая дисциплина со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.
Первые представления о человеке и его возникновении и развитии появились еще до нашей эры в трудах натурфилософов. В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов расообразования и даже есть указание о прародине человека. Согласно этим представлениям, в горных районах местности, лежащей между Индостаном и Юго-Восточной Азией, появились крупные обезьяны, потомки которых в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и открытые местности по берегам рек. Те из них, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чернокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-запад — светлокожие (европеоиды). Обезьяны, оставшиеся в горах, в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.
|
|
В период формирования рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенствование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из области анатомии.
Точкой отсчета в развитии биологии и естествознания стали работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.
Античные философы пытались понять, как произошли люди. Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр (610 — 546 гг. до н.э.) утверждал, что человек появился на Земле под воздействием солнечных лучей, в полужидком иле сначала зародились рыбообразные существа, которые, научившись поддерживать жизнь на суше, покинули воду и превратились в людей.
Демокрит (470 — 380 гг. до н.э.) и Эмпедокл (490 — 430 гг. до н.э.) высказывают идеи эволюционного превращения человека от его животных предков.
В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию животного мира, определив место человека в природе. Аристотель разделил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних, был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий современным млекопитающим. Причислив к этому ряду человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низкоорганизованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из которых, по его мнению, является социальность человека. Аристотеля можно назвать основателем сравнительной анатомии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.
|
|
Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Марка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.
Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобытной дикости до современной ему цивилизации.
Анатомирование животных и человека, изучение их болезней содействовали росту знаний о человеке. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н.э.) — изучал влияние климата на организм; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках организма, преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови — для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика.
Во II в. н.э. древнеримский ученый, анатом и врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатомических трактатах принципиально новые для своего времени мысли. Он указал на взаимосвязь между строением органа и его функцией, между биологическими особенностями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.
В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала религия. Библейская легенда о сотворении мира и человека прочно укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформировалась в концепцию креационизма.
Тем не менее, путешествия давали новые материалы для знакомства с народами Восточной Европы и Азии. Так, путешествие Марко Поло расширило знакомство европейцев с восточными народами. Афанасий Никитин в XV в. совершил продолжительное путешествие по странам Индии и Востока. Ему принадлежит одно из самых ранних описаний стадной жизни обезьян во главе с вожаком.
Со времени великих географических открытий — в 1492 г. Христофор Колумб предпринял первое путешествие к берегам Америки, в 1497 г. Васко да Гама отыскал морской путь из Европы в Индию, в 1519 г. Магеллан совершил кругосветное путешествие — появились новые сведения об аборигенах, их облике и образе жизни. Так, Колумб описал местное население Америки — индейцев, а также широконосых обезьян, составляющих 1/3 отряда приматов.
Накапливаются знания и о человекообразных обезьянах.
Эпоха Возрождения характеризуется крупными достижениями во всех науках. Значительный вклад в естествознание, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриутробного развития.
Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма. Большой вклад он внес в изучение черепа, указал на вариации черепов у народов Европы, обратил внимание на патологии и деформации черепа.
|
|
В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по краниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.
Французский путешественник Ф. Бернье в 1684 г. опубликовал первую классификацию человеческих рас. Он выделил четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического облика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с рекомендациями, на что обращать внимание при описании населения разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.
В 1735 г. шведский натуралист Карл Линней написал книгу «Система природы» и в разработанной там классификации животного мира поместил человека в один отряд с полуобезьянами, обезьянами, летучими мышами. Он назвал отряд «приматы» — первые, князья животного мира. Человека он выделил в один род и описал все четыре расы.
В 1775 г. в Лейпциге был опубликован труд натуралиста Афанасия Каверзнева «О перерождении животных», в котором высказывается мысль о родстве обезьяны с человеком.
Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминированные, по его мнению, климатом и условиями быта. Складывалось материалистическое понимание биологического разнообразия, формировался эволюционный принцип в изучении животных и человека.
Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обосновал принцип историзма в биологии.
В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогенетического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эмбриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, в возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.
|
|
От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу первичный волосяной покров (лануго). Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвердилась.
В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов растений и животных свидетельствуют о постепенном приспособлении их строения к менявшейся среде или о вымирании.
Стройная эволюционная теория впервые была сформулирована Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). На большом фактическом материале он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а наследственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства.
Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезьяны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.
В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриологии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — произошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.
Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учеными — К.М. Бэром, ИМ. Сеченовым, К.М. Рулье, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о зародышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.
В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности.
Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генетики, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости.
Параллельно с формированием эволюционной теории разрабатывались методы изучения расовых особенностей людей и расовых классификаций. Закладывались основы расоведения.
В середине XVIII в. датский анатом П. Кампер разработал краниометрическую методику. Он ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.
В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естественные варианты человеческого рода» попытался классифицировать расы человека на основании описательных характеристик. В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на: брахикефалов (короткоголовые) и долихокефалов (длинноголовые), с прямым вертикальным профилем лица (ортогнатные) и с выступающим челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус показал, что расовые различия можно выразить данными точных измерений.
Более совершенная краниометрическая методика французского исследователя П. Брока изложена в его «Антропологических инструкциях» (1864).
Немецкий ученый Р. Вихров предложил свою методику и программу исследований. Однако использование исследователями разных схем и методик затрудняло сопоставление результатов измерений.
Для выработки единых принципов измерений по инициативе К.М. Бэра, разрабатывавшего методику антропологических исследований в России, в 1861 г. в Гёттингене был созван съезд антропологов. Унификация краниометрической методики была закреплена Франкфуртским соглашением (1882), утвердившим единую горизонтальную плоскость для ряда линейных и угловых измерений.
Уточнение методик и накопление фактических данных предопределило объединение антропологических сил в научных обществах и учреждениях.
В XIX в. антропология формируется как наука. В этот период появляются первые антропологические общества. Поль Брок - один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. В 1863 г. создается Лондонское антропологическое общество, которое занимается вопросами происхождения человеческих рас, их классификацией. Возникают аналогичные общества и в других странах Европы. Разрабатываются разнообразные шкалы цвета глаз, волос, формы волос, губ, балльные системы их оценок. Брок разработал методику измерений человеческого тела и составил таблицы вариаций признаков.