Наука и политика. Пагоушское движение ученых

1)Влияние политики на науку. Наука-запас, накопленных человеческих знаний, так же орудие познания мира.Политика- деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Вопросы и события общественной, государственной жизни.Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д. 2)Влияние власти на науку. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях:1.как законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научно-технической сферы;2.как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок;3.как массовый потребитель новой технической продукции, военной и гражданской;4.как крупный субъект научно технической деятельности (государственный сектор ИР);5.как координатор совместных действий по развитию национального научно-технического потенциала в целом
Наиболее яркими примерами влияния политики на науку являются Германия во времена нацистов и Китай в 1966-1976гг
Приход к власти Гитлера в 1933 году коренным образом нарушил три главные заповеди:1)«…науки не терпят принуждения…»2) «Наука интернациональна»3) «Наука занимается поиском истины. Оправдание (обоснование) того, что уже принято в качестве истины априорно, не ее дело»
Наука Германии при нацистах(последствия) 1)с момента прихода к власти Гитлера, началась массовая эмиграция немецких ученых2)разрушение крупнейших, всемирно известных немецких научных школ3)утрата способность выполнять крупномасштабные научно-технические проекты4)свернулись крупные научные исследования, которые они проводили в предшествующие годы5)переход к выполнению текущих научно-технических разработок по заданиям правительства, связанных с войной6)Для оправдания важнейшей составной части идеологии нацизма – расовой теории (антисемитизм был одним из важных пунктов этой теории) руководители гитлеровской Германии удачно воспользовались разработками своих предшественников – псевдоученых XIX века
Двенадцатилетнее правление в Германии нацистов, их политика в отношении науки и активное сотрудничество многих немецких ученых с нацистским режимом нанесли непоправимый урон науке Германии и ее престижу в мире.Что касается Китая, то Культурная революция ввергла Китай в хаос на десять лет и оказала влияние на несколько поколений китайцев. В сфере науки и образования культурная революция была направлена против элитных форм специализации и экспертизы и требовала возврата к опоре на инициативу масс. Ущерб, который культурная революция нанесла китайской науке, трудно недооценить.Таким образом,мы можем сказать, что политика(власть) очень влияет на наукуи как бы то ни было,наука всегда была зависима от власти и будет зависима.
Пагуошское движение учёных — движение учёных, выступающих за мир, разоружение и международную безопасность, за предотвращение мировой термоядерной войны и научное сотрудничество. Пагуошское движение зародилось в 1955 году, когда 11 всемирно известных учёных, в том числе А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, М. Борн, П. У. Бриджмен, Л. Инфельд, Л. Полинг, Дж. Ротблат, выступили с манифестом, в котором призвали созвать конференцию против использования ядерной энергии в военных целях.В 1987 году создано Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение. В 1995 Пагуошскому движению и одному из его основателей Дж.Ротблату была в равных долях присуждена Нобелевская премия мира за многолетние усилия, направленные на уменьшение роли ядерного оружия в международной политике.Движение получило название от канадского местечка Пагуош (Pugwash), где 7–10 июля 1957 при поддержке американского промышленника С.Итона состоялась первая встреча ученых, на которой обсуждались важнейшие аспекты мировой политики, в частности угроза ядерной войны.Основополагающим документом Пагуошского движения явился Манифест РасселаЭйнштейна (1955), содержавший призыв к крупнейшим ученым с различными политическими и философскими убеждениями собраться для рассмотрения угрозы человечеству, которое представляет ядерное оружие. В 1-й конференции Пагуошского движения приняли участие 22 известных ученых из 10 стран мира, в т.ч. из СССР и США. Конференция положила начало регулярным встречам. К 2002 их состоялось более 275 в разных странах мира, совокупное число их участников превышает цифру в 4000 человек.Встречаясь как частные лица, а не как представители стран или государственных структур, участники Пагуошского движения обмениваются мнениями и разрабатывают альтернативные подходы к решению глобальных вызовов и угроз. Отличительной чертой этих встреч становится такое сочетание открытости, прямоты, последовательности и гибкости, которое редко можно увидеть в ходе официальных международных переговоров и дискуссий. Высокий статус и авторитет участников Пагуошского движения способствует быстрому распространению среди государственных деятелей идей и предложений, выработанных на Пагуошских встречах.

38. Наука и идеология.
Понятия «наука», «идеология».Их взаимосвязь.Пример.

Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, имеющая содержанием и результатом целенаправленно собранные факты.(Или любое другое определение науки на ваш вкус). Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Имеет место в классовом обществе. Всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.Влияние идеологии присутствует практически в любой научной деятельности. Идеология может выступать как предпосылка идеи или же как ее трансформатор. В современном мире наука приобрела огромное значение в жизни общества. Идеология должна направлять науку в нужное русло, чтобы она приносила пользу всему человечеству и индивидам в отдельности.В свою очередь, в построении идеологий зачастую важнейшую роль, как прямо, так и косвенным образом, играет наука. Несомненно, идеология оказывает значительное влияние на науку и научную деятельность. До сих пор наибольшее внимание привлекает то травмирующее воздействие, которое оказывает идеология на деятельность ученого. Любой политический режим ревниво следит за сферой, «производящей знание», — и именно потому, что она мощно влияет на идеологические основания режима. По мере того как наука через систему образования и воспитания, через средства массовой информации начинает все сильнее довлеть над общественным сознанием, слово ученого приобретает все большее политическое значение. Да и сами ученые приспосабливаются к господствующей идеологии, чтобы обеспечить своим идеям «защитную оболочку», облегчающую восприятие этих идей широкой публикой. Идеология влияет на Деятельность ученого,Познавательный процесс,Процесс восприятия научных идей.Влияние идеологического контекста общества на науку видно и через негативное воздействие — через запреты на определенные идеи и подавление интереса к определенным феноменам. Пример негативного влияния идеологии на науку: Ко второй половине 30-х гг. параллельно с построением «основ социализма» и становлением сталинской имперской политики в содержании этого принципа всё больше начинает проявляться «патриотический» акцент. После распада союзной коалиции изоляция советского общества от «тлетворного влияния Запада» стала главной целью государственной политики.Широкую известность получил конфликт в советской биологии в 1930-1940 гг., когда группа Т. Д. Лысенко, используя идеологические обвинения, разгромила имеющее высокий международный престиж научное сообщество советских генетиков. Сопротивление большинства советских биологов было просто подавлено силой, неугодных изгоняли с работы, а некоторых и арестовывали (самый известный пример — трагическая судьба Н. И. Вавилова). Вывод: Как идеология оказывает влияние на науку, так и наука влияет на идеологию. Наука через систему образования и СМИ начинает воздействовать на общественное сознание, влияет на идеологические основания режима, поэтому политический режим тщательно следит за научной деятельностью.

39. Наука и образование
Образование
- процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.Различают общее и специальное образование. Общее образование даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии, специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации. Общее является необходимой основой специального. По своему уровню специальное образование делится на высшее образование, среднее специальное образование,профессионально-техническое образование, к которому примыкает краткосрочная подготовка рабочих непосредственно на производстве. Цель образования сегодня - высокообразованные, уверенные в себе специалисты, способные принимать ответственные решения, знакомые с основами совре­менной техники и технологии, экономики, психолгии, социологии. Среди многих проблем образования можно выделить следую­щие: 1)Гуманизация предполагает приоритет человеческих ценностей, главная из которых — сам человек. В области образо­вания гуманизация проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида. 2)Гуманитаризация означает усиление внимания по всему спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современ­ного человека: экономической теории, истории, социологии, политологии, литературе, праву, искусству. 3)интернационализа­ция — создание единой системы образования для раз­ных стран.

40. Наука и окружающая среда. Мораторий на опасные исследования в 70-х гг. 20 века (мораторий П. Берга)
Наука-это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.Искусство- сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.К основным элементам научного знания относятся:1)факты2)закономерности3)теории4)научные картины мира.Общие функции науки и искусства:1) упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни)2) воспитательная (в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям)3) инновационная
Влияние науки на искусство очень велико, хотя правильнее будет сказать, что наука влияет на создание новых инструментов, которые способствуют развитию искусства, или открытию законов, позволяющих искусству двигаться вперед. Среди примеров можно выделить:1)математические и оптические представления- на архитектуру и живопись2)новые технологии- на ювелирное искусство3)музыку (программы для написание музыки, создание электрогитары и тд)4)кинематограф (появление цветного экрана, 3D и тд) Что касается обратного влияния, то искусство, по моему мнению, не оказывает столь же сильного влияния на открытие законов или теорий в науке, но оно играет огромную роль в жизни ученых. Не случайно физик Эйнштейн находил для себя стимулирующие импульсы в произведениях Достоевского, а филолог Р. Якобсон – в произведениях Матисса и Пикассо. Многие из научных деятелей так же серьезно занимались каким-либо видом искусства.

41.Наука и искусство
Наука-это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.Искусство- сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.К основным элементам научного знания относятся:1)факты2)закономерности3)теории4)научные картины мира Общие функции науки и искусства:1) упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни)
2) воспитательная (в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям)
3) инновационная Влияние науки на искусство очень велико, хотя правильнее будет сказать, что наука влияет на создание новых инструментов, которые способствуют развитию искусства, или открытию законов, позволяющих искусству двигаться вперед. Среди примеров можно выделить:1)математические и оптические представления- на архитектуру и живопись2)новые технологии- на ювелирное искусство3)музыку (программы для написание музыки, создание электрогитары и тд)4)кинематограф (появление цветного экрана, 3D и тд) Что касается обратного влияния, то искусство, по моему мнению, не оказывает столь же сильного влияния на открытие законов или теорий в науке, но оно играет огромную роль в жизни ученых. Не случайно физик Эйнштейн находил для себя стимулирующие импульсы в произведениях Достоевского, а филолог Р. Якобсон – в произведениях Матисса и Пикассо. Многие из научных деятелей так же серьезно занимались каким-либо видом искусства.

Вопрос 42: Этика науки. Взгляды Аристотеля, Р. Мертона, Г.Скирбекка на научную этику
Познавательная деятельность есть деятельность целенаправленная и целеосознанная. Постановка цели и выбор для ее достижения средств — это всегда выход за пределы мира сущего в мир должного. А это значит, что по своей сути научная познавательная деятельность подлежит ценностным и моральным оценкам. Таким образом, возникает такое понятие как этика науки. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Но в повседневной научной деятельности чаще всего бывает невозможно сразу же оценить полученное знание как истину либо заблуждение. Поэтому и нормы научной этики не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием.Норвежский философ Г.Скирбекк отмечал, что наука – деятельность, направленная на поиск истины. Она регулируется следующими нормами:1.«ищи истину»,2.«избегай бессмыслицы»,3.«выражайся ясно»,4.«старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно»Следовательно, заключает он, этика в этом смысле содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов. Концепция Р. Мертона, представленная в работе «Нормативная структура науки» (1942 г.) С точки зрения Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей.1.Универсализм (изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково, истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует). 2.Общность (научное знание должно свободно становится общим достоянием) 3.Незаинтересованность (первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды). 4.Организованный скептицизм (каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности). Предпринятый Р.Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался критике. Отмечалась абстрактность предложенных Р.Мертоном ценностей, и то, что в своей реальной деятельности ученые нередко нарушают их, не подвергаясь при этом осуждению со стороны коллег.Поэтому в 1965 г. Р. Мертон вновь обратился к этой проблеме в работе «Амбивалентность ученого». В ней он отметил наличие противоположно направленных нормативных требований, т.е. норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Противоречивость этих требований приводит к тому, что ученый нередко оказывается в состоянии амбивалентности, неопределенности по отношению к ним.Таким образом, ученый может и должен проявлять определенную гибкость, поскольку нормативно-ценностная структура науки не является жесткой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: