Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
ISBN 5-88527-081-3
Данная книга – первая в учебном комплексе – «Основы психологической антропологии» (вторая – «Психология развития человека»; третья – «Психология образования человека»)
В первой книге изложены предмет, история и методы психологии человека, описаны формы и способы его бытия в мире, представлены основные образы субъективной реальности – индивидный, субъектный, личностный, индивидуальный и универсальный Заключают книгу словарь основных понятий и учебная программа курса
Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, но также – колледжей, лицеев и всем специалистам гуманитарных профилей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 5
Раздел I. Предмет и методы психологии 10
Глава 1. Человек и его познание
1.1.Феномен человека 10
1.2.Человек в проекциях научно-философского и вненаучного знания. 16
|
|
1.3.Антропология как учение о человеке 24
1.4.Антропологический принцип в психологии 31
Психологическое самообразование 35
Глава 2. Предмет психологической науки
2.1.Житейская и научная психология о человеке 36
2.2.История предмета психологии человека 44
2.3.Представление о человеке в основных направлениях психологии.. 51
2.4.Проблема целостного и частичного описания
человека в психологии 65
2.5. Субъективность как предмет психологии человека 71
Психологическое самообразование 79
Глава 3. Методы психологического познания человека
3.1.Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке 81
3.2.Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии.... 93
3.3.Методы описательной (гуманитарной) психологии 105
3.4.Методы практической психологин (психологической практики).. 113
Психологическое самообразование 122
Раздел II. Онтология и психология жизнедеятельности человека.. 125
Глава 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни
человека
4.1.Деятельностное бытие человека 126
4.2.Человек как субъект деятельности 130
4.3.Понятие общения в психологии 137
4.4.Человек как субъект общения 140
Психологическое самообразование 151
Глава 5. Человек среди людей
5.1.Типы и формы социальных объединений 154
5.2.Единицы анализа форм организации человеческих общностей... 158
5.3.Социальная организованность – объединение с целевой
детерминацией деятельности 163
5.4.Co-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение
людей 171
Психологическое самообразование 175
383
Глава 6. Сознание как интегративный способ бытия человека
6.1.Категория сознания в философии и психологии...........................177
|
|
6.2.Психологическая структура сознания 186
6.3.Самосознание как сознание самости 191
6.4.Рефлексивное сознание в человеческой жизни 199
Психологическое самообразование 205
Раздел III. Образы субъективной реальности 207
Глава 7. Человек как индивид
(телесное существование человека)
7.1.Индивидные свойства человека 211
7.2.Возрастно-половые особенности человека 214
7.3.Индивидуально-типические свойства человека 223
7.4.Нейропсихологические основы телесного бытия человека.... 233
Психологическое самообразование 247
Глава 8. Психология субъектности (душевная жизнь человека)
8.1.Понятие о субъекте и его психологической организации 249
8.2.Желания и воля как формы душевной жизни 255
8.3.Чувства и эмоции человека 265
8.4.Разумная жизнь человека 277
8.5.Способности и характер как образования субъектности
человека 317
Психологическое самообразование 329
Глава 9. Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное бытие человека)
9.1.Понятие духовного бытия человека 332
9.2.Личность как реальность для других 342
9.3.Индивидуальность как встреча с собой-Другим 353
9.4.Универсальность как полнота бытия человека 360
Психологическое самообразование 366
Словарь основных понятий 369
Программа курса «Психология человека. Введение в психо
логию субъективности» 373