- числа зубьев шестерни , и колеса ;
- нормальный модуль зубьев ;
- делительный угол наклона линии зуба ;
- нормальный исходный контур по ГОСТ 13755-81 (угол профиля , коэффициент высоты головки зуба , коэффициент радиального зазора );
- начальное межосевое расстояние ;
- коэффициент смещения у шестерни , и у колеса .
Числа зубьев зубчатых колес определяют подсчетом.
Модуль определяют по таблице 1 в зависимости от нормального основного шага.
Нормальный основной шаг определяют как разность двух длин общей нормали, измеренных на одном зубчатом колесе
. (1)
Одна длина измеряется согласно рисунку 1 при числе зубьев в длине общей нормали , а вторая длина измеряется при числе зубьев в длине общей нормали . Число зубьев в длине общей нормали выбирают в зависимости от числа зубьев измеряемого зубчатого колеса , пользуясь таблицей 2.
Определение лучше производить на ведомом зубчатом колесе, а не на шестерне, так как в этом случае погрешность измерений , возникающих из-за того, что зубья располагаются по окружности, будет меньше.
Таблица 1 – Основной нормальный шаг и нормальный модуль
Основной нормальный шаг , мм | Модуль , мм | Основной нормальный шаг , мм | Модуль , мм |
2,952 | 1,0 | 9,594 | 3,25 |
3,690 | 1,25 | 10,332 | 3,5 |
4,428 | 1,5 | 11,070 | 3,75 |
5,166 | 1,75 | 11,808 | 4,0 |
5,904 | 2,0 | 12,546 | 4,25 |
6,642 | 2,25 | 13,284 | 4,5 |
7,380 | 2,5 | 14,761 | 5,0 |
8,118 | 2,75 | 16,237 | 5,5 |
8,856 | 3,0 | 17,713 | 6,0 |
Рисунок 1 – Измерение длин общей нормали для определения основного нормального шага
Таблица 2. Число зубьев в длине общей нормали в зависимости от числа зубьев измеряемого колеса
Число зубьев колеса | 12-18 | 19-27 | 28-36 | 37-45 | 46-54 | 55-63 | 64-72 | 73-81 | 82-90 |
Число зубьев в длине общей нормали | 1-3 | 2-4 | 3-5 | 4-6 | 5-7 | 6-8 | 7-9 | 8-10 | 9-11 |
Начальное межосевое расстояние передачи измеряют с точностью до 0,01 мм, а измеренное расстояние уточняют у преподавателя.
Полагая что , рассчитывают делительный угол наклона линии зуба с точностью до 1// (0.000010) по формуле:
. (2)
В этом случае предполагается зацепление, при котором коэффициенты смещения , .