Педагог ставит перед учащимися проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывания и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Он является как бы ведущим беседы, и классическое представление о лекторе здесь исчезает.
Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблемы.
Для контроля уровня усвоения образовательной программы используются различные типы тестовых заданий, а также решение практических задач. Они имеют своей целью развитие способности применять специфические методы, процедуры и технологии в конкретных ситуациях в управлении. Метод конкретных ситуаций предполагает, что обучение управлению - это в большей степени поведение, навыки и умения, чем просто знания. Поэтому лучшим способом развития этих качеств является тренировка через моделирование действий. В общем виде конкретная ситуация представляет собой описание действительных событий, имевших место в реальных организациях. Перед обучающимися ставится задачи выработки путей решения сложившейся проблемы. При этом ожидается, что после изучения ситуации студент придет к своему индивидуальному заключению, а после обсуждения в группе, внесет в нее необходимые изменения. Наличие в конкретной ситуации главной содержательной составляющей метода – конфликтности – побуждает студентов к дискуссии и вызывает необходимость поиска оптимального решения и обоснованного отстаивания своих взглядов. Таким образом, метод конкретных ситуаций позволяет студенту глубже понимать и использовать управленческие концепции, осмысливать и сбалансировать проблемы и факты, используя имеющийся опыт и знания теоретического материала, применить в действии свои аналитические способности.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Основная литература
1. Павловская А.В. Россия и русские. Москва: Центручебфильм, 2010, 336с.
2. Павловская А.В. Русский мир. В 2-х т. Москва: Слово, 2009.
3. Павловская А.В. Англия и англичане. Москва: Центручебфильм, 2008, 178с.
4. Алексеев М.П. Английский язык в России и русский язык в Англии // Ученые записки ЛГУ: серия филологических наук, № 72. Вып. 9, 1944.
5. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи. Москва, 1982.
6. Бурова И.И. Две тысячи лет Англии. Санкт-Петербург, 2001.
7. Дмитриева О. Елизавета I. Москва, 1998.
8. Казнина О.А. Русские в Англии. Москва, 1997.
9. Русские писатели об Англии. 1646-1945. Подготовили О.А. Казнина, А.Н. Никомокин. Москва, 2001.
10. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. – СПб., Азбука, 2004.
11. Рассел Дж.Б. Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества. – М.: Евразия, 2002.
12. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. – Смоленск, 2005.
13. BBC-series. A History of Britain. Written and presented by Simon Schama (15 episodes) BBC 2000, 2001, 2002.
14. Pugh M. A History of Britain. 1789-2000. Perspective Publications. 2001
15. Gural, S.K., Smokotin, V.M. This is America Today. Tomsk:Tomsk State University, 2002.
16. Gural, S.K.., Smokotin, V.M., Maier, L.G. Law and Law Enforcement in the USA.Tomsk: Tomsk State University, 2006.
17. Mittleman, E.N. An Outline of American Geography: USIA, Washington, D.C., USA, 1995.
18. McCan, R.L. An Outline of American Economy: USIA, Washington, D.C., USA, 1995.
19. Whitney, F; Hofstadter, R.; Cincotta, H. (Ed.) An Outline of American History: USIA, Washington, D.C., USA, 1995.
20. Сушкова В.Н. Русско-американские литературные связи. Владивосток, 1986.
21. Сушкова В.Н. Диалог с горьковской традицией [изображение Америки в советской литературе 20-30-х годов]. Тюмень, 1991.
9.2. Дополнительная литература
1. McCrum R., Cran W., MacNeil R. The story of English. – New York: Elisabeth Sifton Books, Viking, 1987. – 384 p.
2. Черчилль У. Британия в Новое время (XVI-XVII века). – Смоленск, 2005.
3. История английской литературы в 4-х тт. – М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 1944-1962.
4. Кроль А.Е. Английская живопись в Эрмитаже. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961.
9.3. Интернет-ресурсы:
1. Серия фильмов по книге профессора МГУ имени М.В. Ломоносова А.В. Павловской: Англия и Россия; Что едят и пьют англичане; Традиции английского чаепития; сады и парки Англии; Английский национальный характер; Мир Итона. – Москва: Центручебфильм, 2007.
2. Серия фильмов по книге профессора МГУ А.В. Павловской «Россия и русские»: «Русский национальный характер», «Сады и парки России», «Быть русским», «Православие», «Что и как едят и пьют русские». Москва: Центр учебных и образовательных фильмов, 2010.
3. http://www.libfl.ru/ – Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ).
4. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
5. 3.http://www.nlr.ru:8101/ – Российская национальная библиотека.
6. http://infolio.asf.ru – In Folio – Университетская библиотека: собрание учебной и справочной литературы.