Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Строительное материаловедение»
Для студентов спец. 1-70 02 01
«Промышленное и гражданское строительство».
Важным элементом самостоятельной работы студентов-заочников является написание контрольной работы, предусмотренной учебным планом специальности. Студент-заочник выполняет контрольную работу в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.
Контрольные работы отправляются по адресу: 211440, г.Новополоцк, ул. Блохина, 29, кафедра «Строительное производство».
Студенты, контрольная работа которых не представлена или не зачтена, к экзамену по строительному материаловедению не допускаются.
Информацию о зачтенной контрольной работе можно получить по телефону 8 (0214) 53 53 92, кафедра «Строительное производство», кабинет 364 старый корпус.
Правила оформления контрольной работы.
Работа выполняется на русском языке. Источниками для написания контрольных работ служат учебные пособия и технические нормативно-правовые акты (ТНПА), список рекомендованной литературы приведен в конце методического пособия.
|
|
Работа может быть в печатном варианте или написана от руки в обычной школьной тетради.
а). Школьная тетрадь. Контрольная работа должна быть разборчиво и грамотно написана шариковой ручкой через одну клетку с сохранением полей для замечаний преподавателя.
б). Печатный текст. Контрольная работа выполняется на листах формата А4, одинарный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman 14, редактор MS Word, поля: верхнее, нижнее, левое – 1,5 см, левое - 2,5 см, выравнивание текста по ширине).
· В тексте не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых. Все страницы должны быть пронумерованы.
· В конце работы помещается список использованных источников, включая ТНПА, составленный в алфавитном порядке.
· Если контрольная работа не зачтена, студент обязан выполнить работу над ошибками.
· При повторном представлении контрольной работы необходимо работу над ошибками приложить к первому её варианту.
· Оформление титульного листа представлено в приложении 1.
· Оформление ответа на вопрос представлено в приложении 2.
2. Выбор варианта контрольной работы.
Вариант контрольной работы устанавливается в зависимости от начальных букв фамилии и имени студента (таблица 1).
Примеры формирования структуры ответов на задания 1-4.
Вопрос: «Влияние макроструктуры материала на его свойства и применение».
1. Внимательно прочтите вопрос и определите ключевые слова.
2. 1-е ключевое слово – макроструктура. Перечислите виды макроструктур и приведите примеры.
|
|
3. 2-е ключевое слово – свойства. Вспомните, какие вы знаете основные свойства материала. Например, гидрофизические. Определите, каковы будут морозостойкость материала, водопроницаемость, гигроскопичность в зависимости от макроструктуры (дайте пояснение): при плотной макроструктуре у материала высокая морозостойкость. Главная причина разрушения материала при отрицательных температурах – замерзание воды, попадающей в открытые поры. У плотных материалов их количество незначительно. Поэтому такие материалы используют при возведении сооружений, работающих в условиях совместного действия воды и отрицательных температур: дорожные покрытия, гидротехнические сооружения.
Вопрос: «От чего зависит выбор используемых для отделки стен органических материалов? Приведите примеры отделки помещений различного назначения и температурно-влажностных условий эксплуатации».
1. Первые ключевые слова – помещения различного назначения. Это – жилые, производственные, административные помещения.
2. Вторые ключевые слова – от чего зависит выбор – выбор зависит от требуемых условий эксплуатации, исходя из них, подбирают материалы с заданными свойствами. Рассмотрите схему «Отделочные материалы» в теме № 1 (логических конспектов-схем в [1]). Вы определили, какими свойствами в целом обладают отделочные материалы. Следующий шаг – рассмотрение схем «Отделочные материалы» в темах 3.1 и 3.2 (логических конспектов-схем). Соедините воедино полученную вами информацию: для жилых помещений с нормальным температурно-влажностным режимом к отделочным материалам предъявляются требования по декоративности, гигиеничности, экологической безопасности. Поэтому можно использовать: обои различных видов, водоэмульсионные красочные составы, эмали, лаки, фанеру, шпон, ДСП, доски, паркет, линолеумы на подоснове и т. д.
Вопрос: «На примере стеклорасплавов покажите, как изменение макро- и микроструктуры влияет на свойства и применение материалов».
1. Внимательно прочтите вопрос и определите ключевые слова.
2. 1-е ключевое слово – макроструктура. Назовите макроструктуры характерные для материалов и изделий на основе стеклорасплавов. Кратко изложите, какими способами их получают, приведите примеры материалов, их характерные свойства (т. е. те, которые зависят от данной макроструктуры). Сделайте вывод: изменение макроструктуры приводит к изменению назначения материала и изделия, приведите примеры.
3. 2-е ключевое слово – микроструктура. Назовите микроструктуру охлажденного стеклорасплава, какими характерными свойствами, прежде всего отрицательными он обладает. Определите путь перевода микроструктуры из аморфной в кристаллическую, опишите необходимые технологические операции, назовите полученные материалы, их характерные свойства. Приведите примеры их использования. Сделайте вывод: как изменение микроструктуры повлияло на свойство и применение материалов и изделий.
Вопрос: «Какие крупноразмерные и мелкоштучные материалы применяют для отделки фасадов, по каким показателям оценивают их качество?».
1. Постройте свой ответ по следующей схеме: показатели качества отделочных фасадных материалов ® крупноразмерные изделия и мелкоштучные (каковы по виду должны быть эти изделия: листовые, плитные и т. д.) ® примеры изделий из каждой группы неорганических материалов (из каждого учебного элемента модуля), отвечающие требованиям, качества, условиям эксплуатации.
Вопрос: «Какие добавки применяют для регулирования свойств бетона?».
1. При ответе на вопрос определите ключевые слова.
2. 1 – свойства бетона. Назовите основные свойства бетона (например, морозостойкость, прочность и т. д.). Выясните, от чего они зависят.
|
|
3. Рассмотрите виды добавок, выберите те, которые регулируют названные вами свойства бетона, рассмотрите механизм действия добавок, т. е. почему они регулируют конкретное свойство.
Вопрос: «Какие материалы применяют для выполнения и защиты железобетонных фундаментов при их эксплуатации в условиях сульфатосодержащих сред различной степени агрессивности?»
1. Первоначально установите причины, вызывающие данный вид коррозии, какой компонент бетона наиболее подвержен этому виду разрушения.
2. Определите, какие компоненты бетонной смеси: вяжущие, заполнитель, обеспечит коррозионную стойкость бетона и назовите их.
3. Подберите способы защиты фундаментов как готового изделия, обоснуйте свой ответ.