Для смазки автомобилей наряду с жидкими маслами применяются пластичные смазки, находящиеся в пластическом мазеобразном состоянии. Применяются они в таких узлах автомобилей, где трудно создать герметичность для жидкого масла и трудно защитить поверхность деталей от проникновения влаги, пыли, грязи.
Пластичные смазки обладают более низкими смазочными качествами, чем жидкие масла, и поэтому применяются там, где относительно невелики потери на трение. В некоторых случаях пластичная смазка применяется только или главным образом для защиты от коррозии.
Требования к автомобильным пластичным смазкам вытекают из их назначения и сводятся к следующему:
а) разделять трущиеся детали прочной смазочной пленкой для уменьшения износов и потерь на трение;
б) удерживаться в узлах трения, не вытекая из них;
в) защищать трущиеся детали от попадания пыли, влаги и грязи;
г) не вызывать коррозионного износа деталей;
д) легко пропрессовываться (прокачиваться) по смазочным каналам, не требуя для этого слишком больших давлений;
е) не изменять длительное время своих свойств в процессе работы и хранения;
ж) быть экономичными и недефицитными.
Основой любой пластичной смазки является жидкое масло (75-90%).
По типу масла различают пластичные смазки:
1) на нефтяных маслах (полученных переработкой нефти);
2) на синтетических маслах (искусственно синтезированных);
3) на растительных маслах;
4) на смеси выше перечисленных масел (в основном нефтяных и синтетических).
Вторым непременным составным элементом смазки является загуститель. Добавление к жидкому минеральному маслу загустителя превращает его в пластическую смазку, т.е. густую малоподвижную мазеобразную массу. От вида загустителя зависят такие важные эксплутационные свойства пластических смазок, как температурная стойкость и влагостойкость.
По природе загустителя смазки бывают:
мыльные – в качестве загустителя применяют мыла (соли высших карбоновых кислот), на их долю приходится 80%;
углеводородные – в качестве загустителя используются парафин, церезин, петролатум и др.;
неорганические – в качестве загустителя применяют силикагели, бетониты и др.;
органические – в качестве загустителя используются сажа, полимочевина, полимеры.
По области применения пластичные смазки делятся на:
антифрикционные – снижают силу трения и износ трущихся поверхностей;
консервационные – предотвращают коррозию металлических поверхностей механизмов при их хранении и эксплуатации;
уплотнительные – герметизируют и предотвращают износ резьбовых соединений и запорной арматуры (вентилей, задвижек, кранов);
канатные – предотвращают износ и коррозию стальных канатов.
В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые (Литол-24, Фиол-2М, Зимол, Лита) и антифрикционные смазки автомобильные (ЛСЦ-15, Фиол-2У, ШРБ-4, ШРУС-4, КСБ, ДТ-1,№ 158, ЛЗ-31).