Социальная ситуация развития в переходный период к младшему школьному возрасту. Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия периода. Понятие психологической готовности к обучению в основные компоненты психологической готовности. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков. Личностная готовность: произвольность поведения и волевая готовность, особенности мотивационной сферы и мотивов учения.
Тема 4. Психология младшего школьника 2ч.
Социальная ситуация развития и новообразования младшего школьника.
Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Изменение объективных условий (социальных ситуаций) психического развития. Этапы вхождения ребенка в школьные условия. Адаптация и дезадаптация. Причины и проявления дезадаптации. Новообразования возраста.
|
|
Характеристика учебной деятельности – ведущего вида деятельности младшего школьника.
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психического развитие младшего школьника. Структура учебной деятельности. Изменение отношения к обучению на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Проблема оценки.
Особенности познавательного развития младшего школьника.
Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Проблема формирования научного мышления в начальной школе (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий, представлений и понятий (П.Я.Гальперин). Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Особенности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Личность ребенка в младшем школьном возрасте.
Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Значение формирования основ экологического сознания. Психология формирования национального и интернационального самосознания. Психологическая помощь детям 6-11 лет.
Тема 5. Психологические особенности подростка (отрочество) 1ч.