Заключительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на 3-м году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения.
Дети взаимодействуют со сверстниками в совместных играх, которые становятся для них своеобразным фактором общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляя игровой замысел. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребёнка влияет подражание окружающим. Подражательность, лёгкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшегодошкольника. Эти качества в значительной степени влияют на характер взаимоотношений между детьми.
Трехлетний ребёнок не имеет прочно закреплённых представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов. Исследуя психологическую основу этой особенности младших дошкольников, учёные рекомендуют широко использовать подражание в детских играх, особенно направленных на умение общаться, взаимодействовать друг с другом. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и точным, ярким. Однако даже в подражательной деятельности ребята проявляют активность и самостоятельность, например в выборе предмета подражания, способе выражения и т.д.
|
|
Самостоятельность — необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Не менее важно научить действовать согласованно, играть мирно, не ссориться.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребёнок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.
Можно выделить следующие этапы развития общения ребенка с одного года:
в 11-13 мес. ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2-м годам значительно возрастает;
от 2-х до 3-х лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени — бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет. Этому соответстувует начало ^владения фразовой речью. Длина предложений увеличивается очень быстро, грамотность их построения совершенствуется.