Классификация методов возрастной пси-и по Ананьеву

1. организационные:
• сравнительный – сопоставление различных групп испытуемых или различных характеристик одной группы;
• лонгитюдный - прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.;
• комплексный -
1. Эмпирические (основанные на како-либо опыте):
• наблюдение - планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления.
• эксперимент - предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. Выделяют лабораторный и естественный эксперимент.
• биографический метод - Это может быть анализ биографий великих людей (таких, как Данте, Ганди или Фрейд) и реконструирование биографий обычных людей разного пола и возраста, расовой, этнической и профессиональной принадлежности на основе их интервьюирования. Этот метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития, например показателей предсказуемости развития или периодов кризисов и переходов. Для изучения жизненного пути личности используется ряд приемов биографического метода.
• анализ продуктов и процессов - диагностика интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых.
• диагностические методы
1. методы обработки данных:
• количественный анализ – математическая обработка данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.
• качественный анализ - дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
1. интерпретационные методы:
1. генетический - метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.
2. структурный - психография, типологическая классификация, психологический профиль — исследование «вширь». Устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Специфические требования к методам исследования:(с возрастом они меньше, мягче).
Привлекательность деятельности.
1. Кратковременность процедуры.
2. При проведении системного исследования необходимо построение эквивалентных по содержанию серий стимульного материала.
3. Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности.
4. Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или видимости удачи.
5. Эксперимент дает более объективные результаты, когда он учитывает актуальные потребности и проводится в виде ведущей деятельности.
Требования к наблюдению:
1. Не проводить в первую встречу с ребенком, должна быть привычка к наблюдателю.
2. С маленьким ребенком больший эффект от скрытого наблюдения.
По частоте наблюдения:
1. – от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно;
2. – до года – еженедельно;
3. – 1–3 лет – один раз в мес.;
4. – 3–7 лет – один раз в 6 мес.;
5. – со школы – раз в год.
Требования к опросу:
• Контакт с ребенком.
• Помнить, что система понятий и их содержание разное в разном возрасте.
• Фиксация результатов опроса – ассистентом или технические скрытые средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: