Концепция социального научения: некоторые важные выводы

Завершая обсуждение теории социального научения, мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что она оставляет гораздо больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Тому есть две важные причины. Во-первых, согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. Например, весьма эффективным средством может стать устранение условий, поддерживающих агрессивное поведение. Злонамеренное поведение все еще остается в репертуаре индивидуумов, но в иных условиях будет гораздо меньше оснований для его открытого выражения в актуальном поведении.
Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.


Печатается по изданию: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб: Издательство "Питер", 2000. - с. 288-307

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
КОГНИТИВНАЯ И КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

ГЛАВА 11 СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ

ТЕЗИСЫ

  • Понимание сути как социальных, так и когнитивных процессов необходимо для понимания мотиваций, эмоций и действий. У людей имеются пять основных когнитивных способностей: символизации, предвидения, опосредования, саморегуляции и самоанализа. Люди взаимно детерминируют друг друга и детерминируются окружающей средой.
  • Большая часть человеческого поведения заучивается посредством наблюдения за моделями. Научение через наблюдение включает в себя четыре главных процесса: проявление внимания, сохранение, продуцирование и мотивацию.
  • Научение через последствия реакции является, главным образом, когнитивным процессом. Последствия реакции создают скорее ожидания, чем связи типа стимул - реакция. Дополнительные источники прогнозирующей информации могут быть косвенными (здесь для получения информации наибольшее значение имеют наблюдения за другими) и символическими (здесь акцент делается на выслушивании объяснений).
  • Три основные регулирующие мотивационные системы - это системы, базирующиеся на внешних, косвенных и самопродуцированных результатах. Саморегулирование поведения включает в себя самонаблюдение, оценочные процессы и самореактивные процессы (самоответ).
  • Концепции личной эффективности являются наиболее важными для людей, стремящихся к действию. Осознание самоэффективности индивида - это суждение о способности данного человека достичь определенного уровня выполнения задач. Источником информации об эффективности является достигнутое при совершении действия, косвенный опыт, вербальное убеждение и физиологические состояния. Информация об эффективности обрабатывается когнитивно с различными степенями точности.
  • Люди ставят перед собою цели, что приводит к нарушению равновесия; таким образом появляется мотивация для действия. Осуществление целей также важно для развития самоэффективности.
  • Кратко описаны моделирование через участие, отличительные черты подхода к консультированию, разработанного на базе социально-когнитивной теории. Методы социально-когнитивной теории применяются при консультировании в сферах карьеры и развития, при формировании мотивации и развитии способности к достижению успеха в образовательной сфере, при формировании привычки к здоровому образу жизни.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: