Сущность конкуренции


Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества - с победителями и побежденными - субъектов рыночной экономики.
Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического
потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет
ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике
вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между
предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению
запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное
соперничество за внимание потребителей.
Напротив, преобладание рынка продавца оборачивается конкуренцией покупателей за внимание продавцов.
Обычно разделяют понятия «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных
фирм на рынке, второе - к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм,
технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.
Конкурентность определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е.
оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние
на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка
достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует
так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину,
определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях
совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.
Если отдельные фирмы в состоянии воздействовать на условия продажи своей продукции (в первую очередь, на цены), то они
ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок уже не считается совершенно конкурентным.
Когда группа фирм выпускает и продает одноименные, однородные товары, то считается, что эти фирмы образуют отрасль.
Кривая, которая показывает, на какое количество произведенного фирмой товара предъявляют спрос покупатели при каждой цене
товара, называемой кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная фирма знала свою кривую спроса, то ей не
представляло бы труда определить объем продаж и получаемый от этого доход. Если бы при этом были известны и издержки фирмы,
то она смогла бы найти соответствующий объем производства и максимизировать прибыль.
Но в реальной жизни можно установить рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной фирмы. Для того чтобы определить, каковы
будут объемы продажи производимого товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут себя другие фирмы
отрасли (поскольку их реакция на действия фирмы, безусловно, скажется на уровне ее продаж), т. е. знать структуру рынка.
Рассматриваются четыре теоретически возможные рыночные структуры, при этом считается, что они охватывают большинство
реально существующих рыночных структур:
1) совершенная конкуренция;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
Стремящаяся максимизировать прибыль фирма должна решать два принципиально важных вопроса:
1) стоит ли ей продолжать свою деятельность;
2) если стоит, до каких пределов. Фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства
ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи
произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).
Эти два правила носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: