Анкетирование старшеклассников проводится по единой инструкции и по одинаковым анкетам, независимо от возраста. Но из опыта проведения анкетирования было установлено, что учащиеся разных возрастных категорий затрачивают на него неодинаковое время. Так, в 9-х классах учащиеся справляются с заполнением анкеты за 15—30 минут, а в 11-х классах учащиеся заполняют анкету 10— 20 минут. При организации и планировании анкетирования следует придерживаться установленных временных рамок.
Учащимся может быть предложено и частичное заполнение анкет, если возникла необходимость диагностики конкретных ценностных ориентации. Выделение конкретных, отдельно взятых ценностей для диагностики зависит от цели исследования, научно-методических задач образовательного учреждения или социального заказа на изучение проблемы.
Диагностику ценностных ориентации у школьников рекомендуется проводить лишь у старших подростков и юношества, то есть у учащихся 9—11-х классов. Попытка проведения диагностики базовых ценностей у учащихся предыдущих классов представляется нецелесообразной. Анкетирование учащихся младших и средних классов следует признать неправомерным, поскольку характеристики возрастного развития говорят о неразвитости произвольной сферы, «Я-концепции», механизмов самореализации, о незавершенности процесса формирования личности в целом и ее самосознания.
|
|
Для того чтобы базовые ценности у школьников рассматривать как показатель результативности образовательного процесса и иметь возможность делать адекватные выводы об успехе или неуспехе в деятельности педагогического коллектива, необходимо ежегодно (в конце учебного года) проводить диагностический анализ в 9— 11-х классах школы и фиксировать полученные результаты по трем важным позициям:
1) констатация реального на конец учебного года уровня базовых ценностей личности у учащихся 9-х классов. Сравнение этого результата с аналогичным результатом девятиклассников в каждом последующем году позволит образовательному учреждению создать банк данных о том, каким «ценностным багажом» обладают учащиеся по окончании неполной средней школы (табл. 3);
2) констатация реального на конец учебногогода уровня базовых ценностей личности у выпускников (учащихся 11-х классов). Таким образом будут получены данные о «ценностном багаже» учащихся, заканчивающих полную (общую) среднюю школу. Образовательное учреждение получает таким образом возможность судить о качестве воспитания своих учеников с точки зрения наличия у них базовых ценностей;
3) сравнение общих результатов учащихся по одному году (либо по всем 9, 10, 11-м классам, либо по параллелям) с их же результатами в последующие два года — динамика от 9-го до 11-го класса (табл.4). Подобный способ фиксации результатов диагностики удобен и необходим для организации коррекционно-развивающей групповой и индивидуальной работы с учащимися, поскольку позволяет наблюдать изменение ценностной «картины» в конкретных ученических коллективах и адресно направлять педагогические усилия.
|
|
Интерпретация полученных данных требует осторожности и корректности. На нашвзгляд, неверно на основе данной методики делать выводы в преобладании каких-либо из названных ценностей в сознании учащихся или об их важности для исследуемых школьников. Предлагаемая методика лишь в определенной степени (условно) позволяет определить уровень базовых ценностей личности в конкретный период ее развития.
Авторами данного пособия был предложен один из возможных вариантов изучения такого важного психолого-педагогического показателя, как ценностные ориентации. Единство появления указанных ценностей в поведении подростка обеспечивает ему социальную устойчивость, продуктивную включенность в процесс самоактуализации и психологический комфорт, поскольку способствует успеху в социальной деятельности и социальном взаимодействии, а также адаптации в окружающем социуме.
Предлагаемый подход хотя и не претендует на исчерпывающую полноту в решении данной проблемы, как и не претендует на неоспоримость и завершенность перечня базовых ценностей, однако позволяет в достаточной мере определить слабые места в воспитательной деятельности образовательного учреждения, выяснить, в какой степени усилия педагогического коллектива направлены на формирование ценностей личности.
Включение в систему психолого-педагогических измерений такого показателя, как степень развитости базовых ценностей, ярко характеризует личностную направленность деятельности образовательного учреждения и осознанное стремление педагогического коллектива обеспечить развитие высокого уровня личностной культуры учащихся.
В соответствии с описанием базовых ценностей, формирование которых признается необходимым именно в рамках образовательного процесса, следует сделать важный педагогический вывод о ведущей направленности деятельности школы: объектом педагогической деятельности должны стать личностные смыслы (ценности) и смысловые установки (ценностные ориентации), регулирующие действия и поступки школьников в разных ситуациях социального взаимодействия (в том числе и в проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора). В технологию школьного образовательного процесса необходимо внедрить условия, предоставляющие ученику возможность совершать выбор различных социальных позиций, свободный переход от одной деятельности к другой. Если в социальной технологии взаимоотношений учителяи учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах учащийся будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.
В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов подростков.
Утверждение данных ценностей в сознании школьников означает становление у них соответствующих внутренних установок. Это возможно тогда, когда общеобразовательная школа определится по поводу содержательной стороны (разработка вариантов программ, учебных и методических пособий) и процессуальной стороны (методы влияния, используемые технологии) приобщения школьников к освоению ценностей.
|
|
Условие формирования этих ценностей у школьников заключается в обязательном наличии у самих педагогов данных ценностей, их принятии ими в качестве педагогических установок и эмоциональное их переживание.
Таблица 3
годы | класс | Ценностные ориентации и уровни их развития | ||||||||||||||||||
познание | Я-ценность | Другой ценность | Общественно-полезная | ответственность | ||||||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||||||
9А 9Б 9В | ||||||||||||||||||||
Средний показатель года | ||||||||||||||||||||
9А 9Б 9В | ||||||||||||||||||||
Средний показатель года | ||||||||||||||||||||
2004 и т.д. | 9А 9Б 9В | |||||||||||||||||||
Аналогичная таблица составляется для 11 класса
Таблица 4