Первые практические занятия посвящены изучению костей скелета, так как позвоночные животные чаще всего в ископаемом состоянии встречаются в виде отдельных костей, и прежде чем определить систематическое положение объекта необходимо понять, какая часть его сохранилась.
Для изучения скелета используются черепа и кости разнообразных млекопитающих. Посткраниальный скелет изучается также на примере скелета человека, что позволяет студенту одновременно познать свое внутреннее строение.
Кости черепа
мозговой отдел лицевой отдел
затылочная – occipitale носовые – nasalia
теменные – parietalia верхнечелюстные – maxillaria
лобные – frontalia предчелюстные – praemaxillaria
чешуйчатые – squamosum скуловые – jugalia (zygomaticum)
височные – temporalia слезные – lacrimalia
клиновидная – parasphenoideum небные – palatina
крыловидные – pterygoidea решетчатые – ethmoideum
сошник – vomer
Кости посткраниального скелета:
Осевой скелет:
позвоночник – columna vertebralis:
позвонок – vertebrae
атлант – atlas
эпистрофей – epistropheus
крестец – sacrum
грудная клетка – thorax:
ребро – costa
грудина – sternum
Скелет поясов конечностей:
верхних: нижних:
лопатка – scapula таз – pelvis: подвздошная кость – os ilium
ключица – clavicula седалищная кость – os ischium
лобковая кость – os pubis
Скелет конечностей:
верхних | нижних | |||
плечо – brachium | плечевая кость – humerus | бедренная кость – femur | бедро – femur | |
предплечье – antebrachium | локтевая кость – ulna | коленная чашечка – patella большая берцовая кость – tibia | голень – crus | |
лучевая кость – radius | малая берцовая кость – fibula | |||
кисть – manus | запястье – carpus | таранная кость – talus (astragalus) | предплюсна – tarsus | стопа – pes |
пяточная кость – calcaneus | ||||
пястье – metacarpus | плюсна – metatarsus | |||
фаланги пальцев – phalangos |