Олигопольная конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует относительно небольшое число крупных фирм, производящих стандартизированные (алюминий, нефть, сталь) либо дифференцированные (автомобили) продукты.
Когда мы слышим: «большая тройка», «большая четверка» или «большая шестерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.
Многие промышленные продукты: сталь, цинк, мель, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными в физическом смысле и производятся в условиях олигополии.
Многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, сигареты и множество бытовых электрических приборов, являются дифференцированными олигополиями.
Возникает вопрос: почему определенные отрасли состоят только их нескольких фирм? Ответ заключается в экономии издержек и существовании барьеров для вступления и слияния.
Там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом количестве производителей. Т.е. эффективность требует, чтобы производительная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Ситуация, при которой в отрасли имеется большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удается реализовать существующий эффект масштаба, является неустойчивой.
|
|
Например, фирма в условиях небольшого и неэффективного по размеру производства будет осознавать, что это положение является неудовлетворительным, она может получить значительно более низкие издержки на единицу продукции и большую прибыль путем расширения своего производства. Однако все множество фирм с небольшими размерами предприятий не может выжить.
Реализация эффекта масштаба некоторыми фирмами предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния.
Например, в автомобильной промышленности США в период ее становления существовало более 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь в США на долю «большой тройки» - «Дженерал моторз», «Форд» и «Крайслер» - приходится около 90 % продаж произведенных в стране автомобилей.
Возникает вопрос: почему не создаются новые фирмы, чтобы вступить в автомобильную отрасль? Ответ заключается в следующем: чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для этого потребуется вложить только в машины и оборудование несколько миллиардов долларов. Эффект масштаба может быть трудно преодолимым барьером для вступления. Он и объясняет развитие олигополии во многих отраслях.
|
|
Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Владение патентами и контроль над стратегическим сырьем чрезвычайно важны в электронике, химической и алюминиевой промышленности. Дополнительным финансовым барьером для вступления могут быть огромные расходы на рекламу, что и имело место в производстве сигарет.
Независимо от способа, каким развивается олигополия, ясно, что конкуренция среди небольшого числа фирм привносит новый и усложняющий фактор: всеобщую взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. При установлении цены кроме данных об издержках и спросе нужно добавить реакцию со стороны конкурентов.
Если сравнивать олигополистических производителей с участниками стратегических игр, то можно сказать, что игроки должны выбирать линию своего поведения в соответствии с действиями и ожидаемыми реакциями соперников.
И это подразумевает, что олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям, тли тайному сговору, при назначении или изменении цен.
Итак, наиболее подходящим определением олигополии является следующее: олигополии существуют, когда число фирм отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Олигополии упор делают на неценовую конкуренцию. И вот почему:
1. Олигополии считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменение продукта, усовершенствование производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.
2. Олигополистические отрасли обычно имеют значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией (поддерживать рекламу и развитие продукта).