Пути реализации компетентностно ориентированного подхода к обучению во внешкольном учебном заведении
В современных условиях развития Украины особую важность приобретает проблема воспитания сознательных и компетентных ее граждан, которые знают и ценят национальную культуру, уважают ценности других народов, имеют сознательную социальную позицию и способны ее отстаивать, достойно представлять свою страну в международном диалоге.
Внешкольные учебные учреждения обладают большим потенциалом и весомым опытом в решении актуальных образовательных задач, в частности, формирования социальных, общекультурных, здоровьесберегающих и других компетентностей, а также кругозора детей и молодежи, подготовки их к сознательному выбору будущей профессии, создания условий для достижения позитивного социального опыта и творческой самореализации.
Психолого-педагогические исследования в Украине и зарубежных странах содействовали определению теоретических основ компетентностно ориентированного образования, которые были положены в основу современных образовательных стандартов. Кроме того, в ходе данных исследований были разработаны основные теоретические и методические подходы к реализации образовательных задач внешкольных учебных учреждений. Впрочем, вопрос определения ключевых компетентностей как результата внешкольного образования требует дополнительных исследований и обсуждений специалистами этой области.
|
|
Реализация положений личностно-ориентированного компетентностного подхода соответствует современным европейским образовательным тенденциям, способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса внешкольных учебных заведений, усовершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников.
Определение терминов
Компете́нтность – всесторонняя осведомленность, опытность, авторитетность в определенной отрасли науки и практики, принадлежность к деятельности в определенной сфере (лингвистической, социальной, жизненной, профессиональной, гражданской и т.д.), высокое качество этой деятельности.
Компетенция – право на осуществление определенных действий, способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, иначе говоря, полномочия и сфера ответственности.
Компетенизация – процесс фокусирования образования на внедрении компетентностного подхода (конструирование цели и содержания образования в форме стандартов, программ и учебников). Компетентностно ориентированный подход считается ключевой инновационной идеей современного образования.