По сравнению с младшим школьным возрастом, проблемы развития познавательной сферы подростка-девианта значительно возрастают и усложняются. Кроме того, появляются критерии, принципиально новые по сравнению с предыдущими этапами обучения. Так, усложняются требования к познавательной деятельности, особенно - в плане умственных действий и развития мышления: выделение существенных признаков изучаемых научных понятий, способность к рассмотрению изучаемого предмета с различных сторон, способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. Значительно расширяется сфера предполагаемых поведенческих реакций: фиксируется способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям, способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым. Более развернутыми становятся требования к сознательному регулированию поведения и общения: способность длительно подчинять поведение намеченной цели, умения предавать выражению эмоций преднамеренный характер.
|
|
Подростковый возраст в педагогике и психологии традиционно считается "трудным", кризисным периодом личностного развития. Как показывает практика, большинство жалоб и запросов, поступающих к школьному психологу со стороны родителей и педагогов, приходится именно на этот возраст.
Очевидно, что не во всех случаях школьный психолог может оказать необходимую квалифицированную помощь. Когда речь идет о предполагаемых психических расстройствах или серьезных нарушениях внутрисемейного общения, школьный психолог должен направить подростка и его родителей на консультацию к соответствующему специалисту в учреждения, специализирующиеся на помощи детям и семьям. В рамках непосредственно школьной практики психолог, на наш взгляд, может успешно осуществлять следующие виды помощи детям с отклонениями в поведении и развитии:
1. В период перехода из начального в среднее звено - помощь школьникам, испытывающим трудности в учебной и социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения.
2. В младшем подростковом возрасте (11-13 лет) - помощь в решении проблем межличностного (в том числе межполового) общения и взаимодействия со сверстниками, а так же в освоении навыков саморегуляции детьми своих эмоциональных и поведенческих реакций.
3. В старшем подростковом возрасте (14-16 лет) - помощь в нахождении социально адекватных и психологически эффективных средств самовыражения и самореализации подростками, формировании устойчивых навыков саморегуляции.
Основная литература:49,73,82,106,108.
Дополнительная литература: 18,46,53,72, 109.110.
|
|
Самостоятельная работа:
Разработайте диагностический пакет методик для оценки познавательной сферы личности подростка, относимого к группе риска.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности познавательной сферы подростка-девианта. Познавательные интересы: структура, специфика.
2. Кругозор подростка. Способы удовлетворения познавательных интересов.
3. Мотивация учебной деятельности. Мотивационная сфера подростка-девианта и способы формирования мотивации.
4. Интеллектуализация и особенности мыслительной деятельности. Формирование рациональных приемов и способов умственной работы.
5. Психологические причины неуспеваемости в подростковом возрасте. Пути преодоления трудностей. «Нежелание» или «неумение» учиться?
6. Особенности самореализации в когнитивной, коммуникативной и общественной сферах.
7. Раннее трудовое профессиональное самоопределение: особенности, причины сложности выбора, специфика выбора.