ТЕМА 8. КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ
Важнейшим условием эффективной координации рынком хозяйственной деятельности выступает конкуренция. Конкуренция (с лат. «сталкиваться, состязаться») представляет собой соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и купли-продажи. Однако, характер конкуренции может быть различным., что существенно влияет на действие рынка.
По формам конкуренции различают следующие типы рыночных структур (см. табл. 1)
Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
— количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
— характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
— наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
— степень доступности экономической информации.
Таблица 1
Типы рыночных структур
Типы рыночных структур | Количество фирм | Характер продукции | Существование рыночных барьеров | Доступность экономической информации | Контроль над ценами |
Совершенная конкуренция | Очень большое | Стандарт- ная | Отсутствуют | Полная доступность | Отсутствует |
Монополисти- ческая конкуренция | Большое | Дифференци- рованная | Низкие | Некоторые ограничения | Частичный |
Олигополия | Небольшое | Стандартная или дифференцированная | Высокие | Существенные ограничения | Частичный |
Монополия | Одна | Уникальная | Непреодолимые | Недоступна | Полный |
В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Так, в черной металлургии России 31% продукции в 1997 г. приходился на долю трех, а 56,6% — на долю восьми крупнейших предприятий отрасли. В то же время в пищевой промышленности эти цифры составили соответственно 5,4% и 9%, т. е. большая часть продукции выпускалась средними и мелкими предприятиями. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка). Дифференциация продукта – это придание определенным видам продукции одного и того же назначения различных индивидуальных особенностей.
Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее. Входные барьеры – это условия, затрудняющие вступление в отрасль фирм-«новичков». В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы.
Различают легальные (юридические) и экономические барьеры.
К первым относятся:
1. Монопольные права на реализацию товаров или предоставление услуг, предоставляемые фирме государством. Прежде всего это касается «естественных монополий». Естественные монополии – это случаи, когда средние общие издержки в долгосрочном периоде минимальны, если отрасль представлена одной фирмой.
2. Авторские права и патенты. Например, согласно законодательству США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Фактически многие фирмы на законных основаниях приобретают технологическую монополию в производстве той или иной продукции (см. табл. 2)
Таблица 2
Примеры достижения эффективной технологической монополии
Промышленная компания | Граница технологической монополии | Период сохранения технологической монополии | Вид новшества или технологии |
«Бултон энд Уатт» АТТ «Томсон-Хаустон» «Дженерал Электрик» «Истмен Кодак» АЛКОА РКА «Этил» «ЗМ» «Полароид» «Ксерокс» «Хофман-Ля-Рош» «Дюпон» «У.Р. Грэйс» «Бош» | Великобритания США США США Весь мир США США Весь мир Весь мир Весь мир Весь мир Весь мир Весь мир США Европа | 1770-1800 1880-1930 1880-1892 1892-1920 1890-1970 1900-1940 1925-1960 1925-1945 1950-1988* 1955-1988* 1958-1975 1960-1980 1940-1960 1955-1975 1975-1988 | Паровая машина Телефон Дуговые светильники Энергосистемы пост. тока Фотопленка Производство алюминия Радио и телевидение Высокооктановый бензин. добавки Лента «скотч» Мгновенная фотография Ксерокопировальные аппараты Транквилизаторы Нейлон Каталитическая очистка нефти Электронная система впрыска топлива |
2. Собственность на невосполнимые и редкие ресурсы.
Основным экономическим барьером вхождения в отрасль служит эффект масштаба. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же, чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.
Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры обычно называют формами несовершенной конкуренции.