Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Рассказ «Челкаш»
Тезис: «Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче» (Е.Б.Тагер)
•Что больше всего ценит в жизни Челкаш? О какой жизни мечтает?
•Найдите описание портрета героя. С какой птицей сравнивает Челкаша автор? Почему?
•Какие представления о свободе у Гаврилы? Совпадают ли они с представлением о свободе Челкаша?
•Что движет поступками Гаврилы? Почему в голове религиозного парня зреет замысел убийства?
|
|
•Кто из героев, на ваш взгляд, духовно выше?
_______________________
Тезис: «М.Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу, возможности». (А.А.Волков)
- Каков идеал человека, по М.Горькому? Докажите примерами из его произведений.
-В каких горьковских образах утверждается идея беззаветной любви к людям?
____________________________
Тезис: «В своем творчестве Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей» (А.Н.Семенов)
- Присутствуют ли эти вопросы в «Песне о Соколе», рассказах «Челкаш»? Как на них отвечает автор?
Творческая работа:
Поразмышляйте в эссе над вопросом об истинных ценностях человека.