Обучение и воспитание безопасной деятельности

Значительное место в повышении безопасности труда, в организации безопасного поведения занимает процесс обучения работников по вопросам охраны труда.

Все ошибки работников условно делятся на две категории:

1) ошибки психомоторные (нечеткие двигательные действия; недостаточное развитие навыков; усталостью, болезнь);

2) ошибки принятия решений (неправильная оценка обстоятельств, задач а потому и неверный выбор способа действия для его решения).

Недостаточный уровень знаний работника формирует его некомпетентность по вопросам охраны труда. В процессе работы он не может точно определить, что является опасным, а что безопасным; где последствия ошибки малы, а где большие. Кроме того, он не может быстро ориентироваться и находить решения в сложных и опасных ситуациях. Такой работник понимает, что он может легко допустить опасную ошибку, осознает, что у него малые возможности противодействовать опасности. Все это порождает тревогу, неуверенность в себе, в безопасности своего труда и приводит к его опасных действий. Перечисленные факторы определяются как проявление неопытности.

Обучение безопасной работы должно быть органически связано с обучением профессии. Наиболее подходящим и целенаправленным путем трудового обучения является выработка таких навыков, при которых способ достижения цели работы органично соответствовать условиям безопасности труда. Во время обучения безопасной работы большое внимание следует уделять развитию способностей мыслить, умению критически оценивать различные трудовые задания, готовности к действиям в новых, спонтанно возникающих опасных ситуациях.

Надлежащая квалификация и осведомленность работников по вопросам охраны труда уменьшает риск получить травму или профессиональное заболевание. Поэтому одним из наиболее приоритетных направлений уменьшения травматизма является повышение уровня знаний работников по этим вопросам, которое должно обеспечиваться учебными заведениями и непрерывный путем обучения работников в процессе их трудовой деятельности.

Все рассмотренные выше методы организации безопасного труда (создание психологического настроя, стимулирование, обучение правилам безопасности) кроме основного назначения выполняют функции воспитания.

Воспитание - это направлено действие на психику человека с целью развить у нее качества, которые способствуют ее безопасной работе (положительное отношение к правилам безопасности, внимательность, исполнительность, усердие и т.п.).

Средствами воздействия на работника в процессе воспитания являются:

- Нормативные издания (инструкции, правила);

- Плакаты по безопасности труда;

- Аудиовизуальные средства (телевидение, кино, беседы);

- Коллективное обсуждение с работниками одинаковых профессий случаев нарушения правил безопасности труда, путей повышения уровня безопасности и условий труда.

Ключевым направлением процесса воспитания является формирование у каждого работника, особенно руководящего состава предприятий, учреждений, организаций, нового трудоохранного мышления (приоритетное значение охраны труда), идеологии безопасности и законопослушности.

Важным аспектом воспитательной работы по охране труда являются:

- Подготовка квалифицированных специалистов в этой области;

- Повышение авторитета службы охраны труда.

Значительное место в воспитании безопасного поведения в процессе труда уделяется пропаганде безопасных условий труда.

Пропаганда - это целенаправленная работа по распространению передовых идей, положений и знаний, которые служат закреплению, изменении и развитии отношение работающих к соблюдению нормативных актов об охране труда.

Средствами пропаганды по охране труда является пресса, радио, телевидение.

Пропагандистское воздействие становится эффективнее, если придерживаться определенных правил:

1. Нельзя пропагандировать идеи по охране труда, которые ограничивают материальные и духовные потребности работающих. Например, пропаганда требования не работать на ПК устаревшей модели без защитного экрана просто игнорируется работающим, потому что ему нужно выполнять задания, зарабатывать деньги. Вопросы обеспечения ПК защитным экраном необходимо решать заранее.

2. Необходимо учитывать взаимосвязь общего направления пропаганды с фактами действительности. Если пропагандистское воздействие противоречит фактам, то он обречен на провал. Кроме того, запугивания работающих мнимой опасностью без фактов, подтверждающих возможность ее реализации в конкретных условиях тоже не принесет положительных результатов.

Таким образом, пропаганда вопросов охраны труда активно вмешивается в сознание работающих, в их мысли, установки, действия и ставит целью изменить существующее отношение работника к опасности в интересах охраны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: