…Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.
… Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид здания и сооружения должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества работ.
…Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что решительное преодоление недостатков в проектировании и строительстве, быстрое и полное устранение излишеств в архитектуре позволят сэкономить значительные средства и направить их на дальнейшее расширение жилищного, культурно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного строительства, а также на расширение работ по благоустройству в озеленению городов и поселков.
|
|
ИДЕИ ОБЩЕСТВА
1955 «Мы должны настойчиво … разрабатывать, гибко применять такие приемы композиции, такие средства архитектурной выразительности, которые отвечают особенностям и требованиям массового индустриального строительства: простоте форм, повторяемости отдельных элементов здания и целых зданий…, применения современных строительных материалов и конструкций.»
Из статьи ”К новому подъему архитектурного творчества”(1955 год,; журнал “Советская архитектура ” №7)
«Мы должны строить дешево, удобно и красиво. Обязательно - красиво! Красота нужна человеку, она возвышает его…» (И. Жолтовский)
«Постоянно развивайте в себе способность глубоко понимать нашу социалистическую действительность и зорко смотреть вперед, в коммунистическое будущее»(А.Веснин)
«Многие наши дома уныло стандартны. Речь идет не о технических стандартах, способствующих экономии, массовому строительству и т. д.Речь идет о стандарте художественного вкуса строителей»(А. Чаковский)
Из подборки материаллов ”Наш счет и пожелания архитекторам”(1955 год,; журнал “Советская архитектура ” №11)
1956 «Новизна! Вот первое, что хочется сказать, знакомясь с новой застройкой. Целесообразность и повторяемость элементов, которыми оперирует эта архитектура, показывают, как именно можно строить по-новому, освобождаясь от кустарщины, от всяких излишеств и фальши.»
|
|
Из статьи Ю. Шасса (1956 год,; журнал “Советская архитектура ” №3)
1969 «Почему мы упрекаем современные здания, сегодняшнюю нашу архитектуру в нехарактерности, нетрадиционности, какой-то, якобы, общности с зарубежными ”образцами”.
Это ошибка. Принципиальная ошибка, от того что мы слишком близко смотрим на происходящее, улавливаем лишь самое общее и не видим специфического …Нужно время, перспектива, чтобы вещь вошла в город, чтобы новая ткань срослась с окружением, стала своей…»
Из статьи М. Бархина (1969 год,; журнал “Советская архитектура ” №3)
1970 «Союз архитекторов СССР… призван всемирно содействовать повышению профессионального уровня зодчих, проявлять постоянную заботу о творческом росте молодых архитекторов, активно бороться с любыми проявлениями чуждой идеологии…
Почетный долг советских архитекторов – создавать такие произведения зодчества, в которых были бы запечатлены на века великие социалистические преобразования нашей Родины и трудовые свершения советского народа, идущего на пути к коммунизму.»
Из Приветствия Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 5 съезду архитекторов СССР(опубликовано в 1970 г,; журнал “Советская архитектура ” №11)
1972 «…творческая разработка метода вариантности стандартных деталей даст возможность в каждом конкретном случае получить специфический архитектурный образ. Такая взаимосвязь не только не сковывает творческие возможности зодчего, а безгранично их расширяет»
Из статьи А. Полянского (1972год,; журнал “Советская архитектура ” №6)
«Никакой шедевр не может быть положен в основу типового строительства, в расчете, что он сохранит свои художественные ценности…Улица Парфенонов была бы кошмаром и бессмыслицей» (В. Маркузон)
Из подборки материалов (1972год,; журнал “Советская архитектура ” №5)
1976 «Экономия – постоянный органический метод архитектуры – является одной из граней в процессе создания любого произведения во всех видах и жанрах искусства,это закон ”прекрасного”… Экономия – это не только метод искусства, закон, но и мера таланта художника-архитектора, его зрелости как мастера и, в наших условиях, - его гражданственности»
Из статьи Г. Павлова (1976 год,; журнал “Советская архитектура ” №1)
1977 «Строительство коммунистического общества вызовет необходимость существенного улучшения архитектурного облика городов соответственно высоким эстетическим потребностям советских людей»
Из статьи Н. Баранова (1977 год,; журнал “Советская архитектура ” №11)
1980 «В конечном счете наиболее плодотворными оказываются поиски преодоления вынужденной упрощенности архитектуры, которые шли самым трудным путем и были связаны со сборным домостроением. Проблема здесь не могла быть решена в пределах традиционного подхода к архитектурной композиции, где в центре внимания – здание как законченное в себе. Самоценное произведение…»
Из статьи А. Иконникова (1980 год,; журнал “Советская архитектура ” №10)
1981 «В ходе развития градостроительных программ в нашей стране формируется материально-пространственная среда, окружающая человека. Она призвана служить советским людям долгие годы, активно способствуя решению социальных, экономических и воспитательных задач общества, строящего коммунизм.»
Из статьи Г. Фомина (1981 год,; журнал “Советская архитектура ” №2)
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Из постановления Центрального Комитета КПСС от февраля 1983 года «О мерах по обеспечению выполнения планов строительства жилых домов и социально-бытовых объектов» (опубликовано в журнале ”Архитектура СССР”,1883, №7, стр. 2)
…Архитектор, работающий над градостроительными проблемами, находится на водоразделе между прошлым и будущим. От того, насколько проектное решение обеспечивает связь времен, зависит развитие индивидуальности города – его цельность.
|
|
…Ряд интересных и смелых по замыслу проектов оказываются неосуществленными. Чаще приходится встречать безликую реальность многих построенных районов массовой застройки, в которых иногда отсутствуют такие градостроительные элементы, как площади общественных центров, пешеходные улицы, скверы, бульвары и т.д.
…Наряду с этим досадное чувство вызывают некоторые примерынекритичного прямого взаимствования некоторых западных решений. Все это говорит о необходимости развития критики, творческих обсуждений проектных решений до их реализации и, конечно, активизации деятельности нашей науки по основополагающим вопросам теории советской архитектуры.
ИДЕИ ОБЩЕСТВА
1883 - 1885 «Вместе с тем, архитекторы должны добиться большей художественной выразительности облика наших городов и сел: ”…чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса” – т.е. выполнять задачу, поставленную 26 съездом КПСС»
Из статьи Г. Ильинского (1983 год,; журнал “ Архитектура СССР” №7)
«Чем выразительнее решение, тем назойливее оно становится при многократном тиражировании …Если полносборный дом запроектирован ярко, с богато развитой пластикой, многократное тиражирование приведет к неизбежной его девальвации. Он не выполнит своей функции объекта, привлекающего повышенное внимание индивидуальностью своего облика, вызывающего чувство эстетического удовлетворения, - все средства будут затрачены впустую»
А.Белоконь (1983 год,; журнал “ Архитектура СССР” №7)
«Генеральная линия реализации исторической приемственности не в возрождении конкретных форм, не в рабском воспроизведении элементов окружающей среды, а в создании таких объектов, высокие эстетичексие качества которых духовно связывались бы с высотами, достигнутыми в прошлом, и отражая в то же время новые идеи и использование новых средств, были бы новаторскими»
|
|
М. Полещук (1983 год,; журнал “ Архитектура СССР” №7)
«Беды массовой застройки объясняются тем, что в основу ее развития была положена идея нахождения оптимального технического универсального решения, а не архитектурная идея создания художественного произведения, отвечающего конкретной задаче и местным условиям. Художественный замысел – вот что физически отсутствовалодо сих пор в массовой застройке»
В. Дахно (1983 год,; журнал “ Архитектура СССР” №8)
«Типовые проекты не рассчитаны на градостроительные возможности их применения. Необходимо помнить, что город – это не сумма зданий.»
А. Антонов (1983 год,; журнал “ Архитектура СССР” №8)
Краткий вывод: На основе подборки фрагментов статей из журналов ”Архитектура СССР” можно увидеть как динамично развивались архитектурные идеи и мысли. Период с 1955 года характеризуется резким скачком от монументального “сталинского” стиля к “хрущевскому” типовому проектированию. Любые виды украшения фасадов теперь стали называться ”излишествами”, а главными условиями теперь были практичность и экономичность. С политической точки зрения, это было логично – потери, которые нанесла война, постепенно восполнялись и значительная часть населения получила жилье, с художественной - были недоработки – города теряли свою привлекательность, лицо. В связи с этим, уже при Брежневе, стали возникать новые вопросы: доработки градостроительных норм, отражение в архитектуре идей общества, более повышенное внимание к композиции здания. В итоге, к 1983 году назревает новая идея – идея совмещения старого и нового. Страна постепенно уходит от типового проектирования, встает новая задача – совместить функциональное решение здание с индивидуальным художественным решением.
Отразим вышесказанное в схеме:
|
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ НА АРХИТЕКТУРУ ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ
Н.С. ХРУЩЕВА И Л.И.БРЕЖНЕГО (1954-1984г).»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: КОНСТАНТИНОВА Т.В.
ВЫПОЛНИЛИ СТ-ТЫ ГР. АП1-6:
ИЗВОЗЧИКОВА А.; ГУЦУЛ Я.; ВУКОЛОВА А.;
МАНВЕЛОВА Э.; МЕЛЬНИК О.; МАКАРОВА Д.; СОРОКИНА Н.;
КЛОЧКОВА М.; АРЧИКОВА Д.; БОРЦОВ Р.; КОСОВА Э.
г.Ростов-на-Дону
2013г.