Объект управления в спортивном менеджменте, включает в себя три основных направления: рационалистическое, поведенческое и системное.
Рационалистическое направление предполагаетдля обеспечения эффективной работы организациипостроение рациональной структурыуправления и рациональной систему управления самой организацией.
Рационалистическое направление в менеджменте включает в свой состав научные школы управления, акцентирующих свое внимание на более детальных исследованиях особенностей управления организацией.
Школа научного управления обращает особое внимание на научные аспекты, лежащие в основе деятельности любых организации, и технологические процессы, при помощи которых онаизготавливает свой товар, продукт или услугу.
В рамках административной школы управления разработан систематизированный подход к управлению всей организацией. Сформулировано понятие организационной структуры управления как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Управление определено как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включая: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
|
|
В основе школы количественных методов управления лежит положение о том, что управленческая деятельность представляет собой логическую последовательность действий, которые можно формализовать и на их основе построить соответствующий алгоритм. А это значит, что в управлении необходимо применять математические методы с использованием компьютеров и компьютерных технологий.
Все эти направления и подходы широко применяются во многих областях социальной практики, в том числе и в сфере большого спорта
В основе поведенческого направления лежит положение о том, что деятельность человека определяется целым рядом факторов: прямых и косвенных, общих и специфических, объективных и субъективных, внешних и внутренних.
Поведенческое направление включает в себя две школы: человеческих отношений и поведенческих наук.
Школа человеческих отношений утверждает, что простые, нормальные отношения, не требующие материальных затрат, не позволяют целенаправленно готовить спортсменов высокого международного класса. На это влияют:
• взаимоотношения ”начальник — подчиненный“;
• стиль руководства;
• способы организации групповой деятельности;
• межличностные отношения в группе, команде, организации.
Школа поведенческих наук утверждает, что существует целый ряд факторов психологической и социально-психологической природы, которые влияют на поведение человека именно в групповой, совместной деятельности, повышая или снижая активность человека. К таким факторам относятся:
|
|
• социально-психологический климат в группе (команде, организации);
• групповая сплоченность;
• групповые интересы, цели, мотивы;
• статус человека в группе, команде, организации;
• традиции организации, их формирование, поддержание и т.д.
Системное направление в менеджменте рассматривает объект, процесс и субъект управления как сложные системы, которые состоят из множества взаимосвязанных элементов. В нем выделяют три подхода: системный, процессный и ситуационный.
Системный подход расценивает любую организацию как систему открытого типа, которая обменивается материалами, энергией, информацией с окружающей средой. Закрытые системы, в которых не происходит или существенно ограничен обмен с внешней средой, подвержены энтропии, т.е. прекращению существования.
Процессный подход в менеджменте рассматривает управление как систему непрерывных функций, взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга.
Для того чтобы эффективно применять подходы и принципы ситуационного подхода, руководитель должен:
• Быть хорошо знаком со сферой профессионального управления и руководства, понимать их специфику и особенности применения в конкретных реальных ситуациях.
• Знать сильные и слабые стороны управленческих технологий, методов, подходов.
• Предвидеть последствия применяемых методик, учитывать взаимовлияние и взаимосвязь всех компонентов управляемой системы.
• Правильно интерпретировать конкретную ситуацию, выделять наиболее существенные (критические) факторы и компоненты (переменные).
• Связывать конкретные приемы и методы управленческих воздействий с конкретными практическими ситуациями.
Материалы к семинарскому занятию ”Направления менеджмента и их характеристика“
1) Назовите отличительные черты поведенческого и рационалистического направлений в менеджменте?
2) Какие элементы входят в понятие ”профессиональное управление“ применительно к тренеру?
3) Объясните специфику управленческой деятельности тренера и объект его управления?
4) В чем заключается специфика применения поведенческого направления менеджмента в физической культуре и спорте?
5) Что необходимо для эффективного применения ситуационного подхода в подготовке спортсменов?
6) Опишите в виде системы тренировочный процесс в спорте и охарактеризуйте его компоненты.