Учитель знание ученик

Голографическая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки, произведения искусства и др.

Голографический метод существует не только в процессе преподавания, по и учения. Проекции в таких случаях также направлены на знания, по векторы несколько иные. Первая проекция (витагенная) остается постоянной; вторая (Стереопроекция) – знания, полученные из разных источников; голографическая проекция – мысленное моделирование знания, где источник его получения – незнание, интеллектуальные потенции самой личности.

А.С. Белкин различает следующие технологии голографического метода в преподавании.

1. Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся, соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных полях выводы.

Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыта учащихся, т.е. добиться эффективности «операции сведения».

2. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность определить интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и классного коллектива в целом, создать психологическую установку на получение новой информации для создания проблемной ситуации.

Типичный вопрос: «Что вы знаете о…?».

Эффективность такого приема обеспечивается тремя основными условиями:

· Соответствием поставленных задач на актуализацию жизненного опыта возрастным возможностям учащихся;

· Форма актуализации также должна соответствовать возрастным возможностям учашьихся;

· Любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у детей оптимистическую перспективу.

3. Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требование к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что – то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я расскажу вам о том что, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». Смысл инструментовки заключен в том что, чтобы образовательную проекцию наложить на витагенную.

4. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не только витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача – дополнить, насытить, содержанием, опираясь на свой жизненный опыт».

5. Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Синхронистические таблицы по истории, пространственные проекции в математике; взаимообусловленность химических, физических, физиологических процессов; картографические проекции, психофизиологические, психологические процессы и.т.п. Витагенный компонент здесь проявляется на в усвоении знаний, выработке умений, а в объемном характере восприятие образовательного предмета; «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходимым для жизни». В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию.

6. Прием витагенных аналогий в образовательных проекция имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». На уроке литературы, например, учитель обращается к детям с вопросом: «Кто впервые дал описание русского бомжа? Образ русского рэкетира?» Ответ: «А.С. Пушкин в сказке «Сказка о попе и работнике его балде» сразу актуализирует это произведение, повышает мотивацию его изучения. То же можно сказать и о пьесе М. Горького «На дне», где философствующий Сатин сразу воспринимается как современный герой.

7. Прием витагенного одухотворенного объектов живой и не живой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов

Технологическое значение приема заключается в том, что учащийся сам создает три проекции, обеспечивающие голографический взгляд: витагенную (от ученика), Стереопроекция (вектор от учителя), голографическую (вектор со стороны). Приемы витагенного одухотворения:

- Л.Н. Толстой. «Холстомер». Мир людей глазами лошади;

- серия мультфильмов «Ну погоди!», «Маугли» и др.

8. Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Эта технология особенно оправдана в дисциплинах эстетического цикла. Учитель изобразительного искусства СШ №120 г. Екатеринбурга Л.Л. Банных предлагает следующий алгоритм.

· Демонстрация слайдов, картин, отражающих культуру народов различных эпох;

· Демонстрация предметов материальной культуры;

· Художественное изображение учащимся предметов материальной культуры любого исторического периода;

· Творческая работа учащихся: из различных по характеру, содержанию, форме предметов и символов материальной культуры разных эпох и народов создать собственную художественную композицию, содержащую определенный историко-эстетический смысл.

Главная цель этой технологии – формирования у учащихся художественного языка и образа эпохи, навыков ее художестве иного голографического изображения.

9. Технологии творческого моделирования идеальных образовательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был Президентом».

Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возможность построить в своем изображении идеальную модель образовательного объекта, материалами для которой послужили бы, прежде всего, витагенный опыт и информация, полученная в процессе обучения. Голографическая проекция представляется творческим воображением учащихся, синтезирующим первые две проекции. Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: