Экспертами оценивались вкусовые качества разных вин. Суммарные оценки получены следующие:
Марка вина | Оценка, баллы | Цена, усл.ед. |
1,57 | ||
1,60 | ||
2,00 | ||
2,10 | ||
1,70 | ||
1,85 | ||
1,80 | ||
1,15 | ||
2,30 | ||
2,40 |
Согласуется ли оценка вина с его ценой? Проверьте это методами ранговой корреляции (Спирмена, Кендэла).
Решение:
Для решения задачи воспользуемся коэффициентом раноговой корреляции Спирмена:
, где V, W – ранги вариантов признаков x и y.
Марка вина | Оценка, баллы | Цена, усл.ед. | Ранг х V | Ранг y W | ||
1,15 | ||||||
1,57 | ||||||
1,7 | ||||||
1,85 | ||||||
1,6 | ||||||
2,1 | ||||||
1,8 | ||||||
2,3 | ||||||
2,4 | ||||||
Всего |
Такая величина коэффициента корреляции говорит о довольно сильной прямой связи признаков. Критическое значение при 10 степенях свободы и доверительной вероятности 0,01 равно 0,71. Следовательно, с уверенностью 99% можно утверждать, что связь между оценкой вина и его ценой имеется.
|
|
Для решения задачи воспользуемся коэффициентом рагновой корреляции Кендалла:
Марка вина | Оценка, баллы | Цена, усл.ед. | Ранг х V | Ранг y W | S+ | S- |
1,15 | ||||||
1,57 | ||||||
1,7 | ||||||
1,85 | ||||||
1,6 | ||||||
2,1 | ||||||
1,8 | ||||||
2,3 | ||||||
2,4 | ||||||
Всего |
Такая величина коэффициентов корреляции говорит о довольно тесной прямой связи признаков.