Задачи воспитания

Цель воспитания как система распадается на составные час­ти — общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка обще­ства и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Сегодня нашей школой реали­зуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания.

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интел­лектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравст­венное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных за­дач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое вос­питание школьников. Все задачи настолько обширны, что со­ставляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонно­стей и дарований ученика. Его главная задача — вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвое­ния должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глу­бокое понимание явлений природы и общественной жизни, фор­мирование умения сознательно объяснять эти явления и опреде­лять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умст­венных способностей, развитию склонностей и дарований. За­дачи умственного воспитания — усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умст­венных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности, формирова­ние познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной дея­тельности, формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важней­шей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей вызывает направленность умственного вос­питания. Его содержание по инерции все еще направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важней­шие его компоненты, как передача опыта различных форм и ви­дов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате не только утрачивается гар­мония образования, но и снижается образовательный уровень самой школы.

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в ос­нове которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, пе­реносить повышенные нагрузки, готовых к защите родины. Физическое воспитание способствует также выработке у школь­ников качеств, необходимых для успешной умственной и тру­довой деятельности.

Задачи физического воспитанияукрепление здоровья, пра­вильное физическое развитие, повышение умственной и фи­зической работоспособности, развитие и совершенствование природных двигательных качеств, обучение новым видам движе­ний, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), формирование гигиенических навыков, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма), формирование потребности в постоянных и сис­тематических занятиях физкультурой и спортом, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошко­льного возраста, физкультура — обязательный предмет в шко­ле. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Этот вид воспитания тесно связан с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Труд­но себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего зна­ниями об окружающем его производстве, производственных от­ношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание — важный, проверенный веками принцип формиро­вания всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются про­изводственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как веду­щий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего обра­зования. Вокруг труда во многих педагогических системах концен­трируется учебный материал. Труд — неотъемлемая часть интел­лектуального, физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового эконо­мического мышления, изобретательности, начал предпринима­тельства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь про­изводительный труд, т. е. такой, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризует­ся материальным результатом, организацией, включением в систему трудовых отношений всего общества и наконец матери­альным вознаграждением.

Несомненно, с организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем они в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличиваются. В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусствен­ной профессионализации общего образования. Такой труд слиш­ком слабо связан с целью всестороннего и гармонического раз­вития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьни­ков. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.

Новые общественные и производственные реалии требуют эф­фективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой це­ленаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитываю­щую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вы­звало к жизни новые нестандартные подходы, включающие це­лый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отноше­ний. При этом внедряются новые технологии трудового воспита­ния, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы. Конечно, начальная школа лишь приобщает детей к трудовой деятельности, но приобщение это должно быть настоящим.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исто­рически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нрав­ственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, сужде­ний, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соот­ветствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нрав­ственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — оп­ределяющий критерий нравственного развития личности. Нрав­ственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с со­ответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению труд­ностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие мораль­ные нормы, выработанные людьми в процессе исторического раз­вития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравствен­ные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескоры­стие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной симво­лике, законам, Конституции, честное и добросовестное отноше­ние к труду, патриотизм, дисциплинированность, требователь­ность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстети­ческих идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две груп­пы — приобретение теоретических знаний и формирование прак­тических умений. Первая группа задач решает вопросы приобще­ния к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения — формирова­ние эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, фор­мирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хо­реографией, участие в творческих объединениях, группах, студи­ях и т. п.

Эстетическое воспитание в современной начальной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сфе­ры, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетичес­кого воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фун­дамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гума­низации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душев­ности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

Среди новых, поставленных жизнью задач на первое место се­годня выдвигается патриотическое воспитание молодежи. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физичес­кое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Актуальным в современных условиях является экономическое воспитание учеников. Политика государства, рыночные отноше­ния, коммерциализация повседневной жизни заставляют школу и педагогов разумно направлять интересы школьников, форми­ровать правильные ориентации в товарно-денежных проблемах, давать разумную и, главное, нравственную оценку поведению людей в условиях конкурентной борьбы, рыночных отношений, новых сфер деятельности, зарождающейся частной собственно­сти. Здесь еще немало трудностей, ведь это относительно новое для нашего общества явление.

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьни­ков. Устрашающие данные об экологическом неблагополучии заставляют школу и педагогов со всей ответственностью и во всеоружии педагогических средств проводить экологическое воспитание учеников. Нашей школой уже накоплен определен­ный опыт в этой области, но основные трудности полной реали­зации современных экологических требований еще предстоит преодолевать.

Наконец, правовое воспитание школьников — еще один жиз­ненный аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в об­ществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: