Содержание основных направлений курсовых работ

1. Комплексное социально-экономическое планирование. Социально-экономическое планирование развития предприятия включает разработку системы показателей, характеризующих маркетинговую, производственную, социальную, экономическую, финансовую и другие сферы его деятельности.

План комплексного социально-экономического развития предприятия должен предусматривать разработку следующих основных вопросов:

- планирование производственной программы;

- планирование потребности производственных ресурсов;

- планирование социально-трудовых показателей;

- планирование себестоимости продукции и цен;

- планирование и распределение прибыли;

- планирование экономической эффективности и инвестиций.

Подробные рекомендации о выполнении основных разделов комплексных планов социально-экономического развития отечественных предприятий в современных рыночных условиях содержатся в учебно-методических пособиях.

При планировании экономической эффективности от применения отдельных организационно-технических мероприятий может быть использована сравнительная оценка роста результатов или снижения затрат, учитывающая уменьшение трудоемкости, материалоемкости или повышение объемов производства, производительности труда и влияние других факторов.

Общая величина планируемых результатов должна превышать значение затрат как по отдельным инновациям, так и по всему предприятию в целом. В тех случаях, когда планируемые результаты не обеспечивают покрытие затрат, необходимо обосновать получение на соответствующую сумму банковских кредитов или иных инвестиций.

2. Разработка бизнес-планов производства. Бизнес-планы являются новым видом планирования, получившим наибольшее распространение в условиях рыночной экономики. Бизнес- планирование служит в настоящее время основой успешной производственной, инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Состав и степень детализации бизнес-плана определяется такими факторами, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта продукции, наличие конкуренции, степень риска, перспективы роста предприятия и т.п.

При разработке бизнес-плана необходима разнообразная маркетинговая, производственная, финансовая и многие другие виды информации. Рассмотрим примерную структуру бизнес-плана, раскрывающую более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на её основе плановые показатели.

Анализ положения дел на предприятии, характеризующий текущую ситуацию и тенденции её развития, потенциальных конкурентов и предполагаемых потребителей.

Существо предлагаемого бизнес-проекта, в котором обосновываются спрос на выпускаемую продукцию, выполняемые работы и услуги, потребность в необходимых помещениях и оборудовании, требуемый административных и производственный персонал.

План маркетинга, содержащий предполагаемые цены на продукцию, возможные каналы сбыта, рекламу продукции, прогноз новых видов изделий, целевые показатели.

Производственный план, где рассматриваются содержание технологического и производственного процессов, предполагаемые субподрядчики и партнеры, стоимость основных производственных фондов, номенклатура и объем выпуска продукции, перечень применяемых материалов, поставщики сырья и т.д.

Организационный план, раскрывающий формы собственности, сведения о партнерах (пайщиках), меры ответственности партнеров, состав руководящих органов, организационную структуру фирмы, распределение обязанностей и функций.

Финансовый план, в котором отражаются план доходов и расходов, денежные поступления и платежи, балансовый план, точка окупаемости, основные источники денежных средств, порядок использования доходов и т.п.

Оценка риска, где раскрываются слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии, надежность партнеров и поставщиков и т.д.

Как видно из приведенного перечня вопросов, разработка основных разделов и показателей бизнес-плана не вызывает особых затруднений. При их возникновении можно воспользоваться научными и методическими рекомендациями, изложенными в специальной экономической литературе, а также консультациями научного руководителя проекта.

3. Совершенствование планирования системы показателей. При выполнении курсовых и дипломных проектов, темы которых предусматривают совершенствование отдельных плановых показателей или системы планов, составляется в соответствии с ранее изложенными общими рекомендациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: