При анализе деятельности учителя с позиций средств обучения вспомним что:
· главным, существенным признаком средств обучения является возможность с их помощью постановки и (или) решения учебных задач;
· результатом решения учебной задачи на уроке математики является не число, не установленная функциональная зависимость, которые находит учащийся в результате выполнения требования конкретной задачи, а изменение свойств (качеств) самой личности учащегося, которое (изменение) происходит в процессе ее решения;
· главная цель, которая стоит перед учителем на любом уроке, всегда формулируется одинаково: «помочь учащимся усвоить то содержание учебного предмета, которое вынесено на урок».
Учитель, планируя последовательность изучения математики в конкретном классе, исходит не только из требований стандарта и программы, но и из:
· знания индивидуальных особенностей учащихся своего конкретного класса;
· знания их фактической готовности к изучению тех или иных элементов содержания программы, которые выносятся на конкретный урок;
|
|
· имеющихся в его распоряжении предметных средств обучения математике;
· своей собственной психолого-педагогической подготовки;
· логики учебного предмета.
На любом этапе урока учитель ставит перед учащимися различные по сложности учебные задачи, целью решения которых является усвоение учащимися сущности понятий, принципов, свойств функциональных связей, закономерностей, обозначений действий, умений, навыков, развитие логического мышления и т. д. Умение поставить учебные задачи, позволяющие оптимизировать процесс усвоения учащимися конкретного учебного материала, зависит от владения учителем профессиональными умениями.
Любая учебная задача должна быть поставлена учителем таким образом, чтобы каждый учащийся захотел принять ее и принял. Не обеспечив ее принятия, невозможно добиться ожидаемого результата. Выполнение этого требования зависит от психолого-педагогической и методической подготовки учителя. Сумеет он добиться того, чтобы каждый учащийся захотел решать, предлагаемые ему учебные задачи, продвижение к цели обучения математике будет облегчено. Не сумеет, процесс обучения математике будет затруднен.
Добившись принятия учебной задачи, учитель организует деятельность учащихся, направленную на поиск ее решения. Организация поиска тоже зависит от психолого-педагогической подготовки учителя. Сумеет он добиться того, чтобы каждый учащийся включился в поиск решения, - успех овладения учащимися новыми знаниями и новыми умениями будет идти успешно. Не сумеет, - процесс обучения математике затормозится. Результатом решения учебной задачи является «изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте» (Б.Д. Эльконин)
|
|
Решение учебной задачи заканчивается анализом пройденного пути, который организуется учителем, а проводится учащимися. Обсуждение результатов анализа заканчивается уяснением обобщенного пути решения подобных задач. Нужное число подкреплений, приводящее к устойчивому усвоению умения решать подобные задачи, для каждого учащегося индивидуально. Дело учителя установить необходимое число подкреплений.
В ходе таких анализов и в ходе обобщения их результатов выкристаллизовываются обобщенные подходы к формированию понятий, принципов, свойств, функциональных связей, закономерностей, обозначений действий, умений, навыков, развитие логического мышления и т. д. Помочь каждому учащемуся усвоить их – главная забота учителя. Целью решения любых учебных задач является овладение учащимися обобщенными способами действий, которые можно рассматривать как определенные ориентировочные основы действий при решении соответствующих классов задач.
Конкретные примеры организации процесса формирования у учащихся различных умений при изучении курса математики начальных классов приведены во второй части книги (главы 7 – 13).