Правильность — чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в. том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слова в структуре Словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова.
Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).
В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:
а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;
б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения
текста, четкая формулировка заданий и вопросов;
г) предварительное чтение текста про себя;
д) систематический контроль учителя за чтением учащихся;
е) методически верное исправление ошибки в зависимости от
ее характера.
Исправляются ошибки следующим образом:
– ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
—ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;
—ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;
—к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.
Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.
Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.
Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.
На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает, характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение, урока читали вслух.