Ответ
Рыночная система хозяйствования обладает рядом как позитивных, так и негативных сторон.
К позитивным сторонам рынка можно отнести:
-. эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы лишь на производство пользующихся спросом товаров.
- возможность его успешного функционирования при наличии ограниченной информации. Для этого достаточно иметь лишь данные о ценах и издержках производства.
-гибкость, высокую адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям.
- оптимальное использование достижений НТП.
- свободу выбора потребителей и производителей.
- воспитание «экономического человека», для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия и т. д.
В целом рыночная экономика есть в известной степени саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим законам.
|
|
Наряду с позитивными сторонами рынок имеет и ряд негативных свойств:
- создает условия для существования безработицы, банкротства отдельных предприятий, увеличения дифференциации доходов;
- невозможность финансирования посредством рынка производства товаров и услуг общественного пользования;
- рынок не может решить ряд социальных проблем;
- рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
- рынок не обеспечивает перераспределение национального дохода;
- рынок не может сам по себе обеспечить достаточный совокупный общественный спрос, т. е. предотвратить кризисы перепроизводства.
Проявление негативных сторон рынка подтолкнуло государство к выработке направлений экономического вмешательства в рыночную экономику (регулированию). Основными направлениями государственной макроэкономической политики являются фискальная, денежно-кредитная, антиинфляционная и социальная политика. Меры и направления вмешательства государства в экономику способствовали формированию различных рыночных хозяйств в разных странах (например, социальное рыночное хозяйство в Германии - это разновидность конкурирующей экономики, в которой свободная инициатива сочетается с гарантированным социальным прогрессом).
Вопрос 17. Спрос, закон спроса, ценовые и неценовые факторы
Ответ
Функционирование рынка – это взаимодействие хозяйствующих субъектов, в ходе которого происходит формирование цен, объемов производства и его структуры, движение продукции от производителей к потребителям. Спрос, предложение, цена и конкуренция являются основными элементами рыночного механизма.
|
|
Спрос — это платежеспособная потребность, количество товара (блага или услуги), которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени.
Величина (или объем) спроса - это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.
Шкала спроса - таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое покупатели желают и могут приобрести в данное время в зависимости от изменения цены блага.
Одним из важнейших факторов, влияющих на объем спроса, является цена товара или услуги. Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар при прочих равных условиях. Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса, все точки которой показывают объем спроса и соответствующую ему цену. Кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Исключением из закона спроса являются так называемые «низшие» и «высшие» товары. Особенность спроса на «низшие» товары связана с тем, что их потребление уменьшается с увеличением дохода. Для таких товаров существуют альтернативные блага, обладающие лучшими потребительскими качествами. По мере роста доходов потребители отдают им большее предпочтение, несмотря на более высокую цену. Существуют и такие группы товаров, спрос на которые, как правило, не снижается и при увеличении цен. Это относится к товарам первой необходимости. К «высшим» товарам относят предметы роскоши. Снижение цены на данные товары может сопровождаться сокращением спроса. Такое явление назвали «эффектом сноба» или «эффектом Веблена».
На динамику спроса оказывают воздействие неценовые факторы спроса, к ним относятся:
- доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет;
- цены на товары-заменители и товары-комплементы. Если на один из таких товаров цена возрастает, то покупатели переключаются на потребление другого товара (заменителя);
- половая и возвратная структура населения;
- экономическая политика государства;
- инфляционные ожидания;
- предпочтение одного товара другому под воздействием рекламы, моды и др. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него и наоборот.
Необходимо различать понятия "изменение величины спроса" и "изменение в спросе". Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса, и передвижение на графике идет от одной точки к другой по кривой спроса. Изменение неценовых факторов спроса приводит к изменению в спросе и означает сдвиг кривой спроса вправо (если он растет) или влево (если он падает).
Индивидуальный спрос — это спрос конкретного потребителя на данный товар. Рыночный (отраслевой) спрос - спрос всех покупателей на данный товар. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех покупателей при любой цене.