Предложение - это желание и способность производителя (продавца) предложить к продаже свои товары.
Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени.
Принято обозначать предложение через s (англ. supply).
Закон предложения - при прочих равных условиях объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на товар. Зависимость между ценой товара и его предложением можно представить функциональным, графическим и табличным способами.
В аналитической форме предложение может быть представлено как функция от цены:
Qs= f(P) или Qs= a + b∙ P.
Рис.11. Кривая предложения
Последнее уравнение указывает на существование прямой зависимости между ценой товара и его предложением.
В таких условиях кривая предложения будет выглядеть следующим образом:
С ростом цены наращивание предложения от точки А к точке Б характеризует действие закона предложения и действие главного ценового фактора роста предложения.
|
|
К неценовым факторам предложения относятся:
· технические возможности производителя, характер применяемой технологии, технические нововведения,
· изменение издержек фирмы,
· налоги и дотации,
· выход на рынок новых фирм с увеличением предложения вне зависимости от цен,
· изменение цен на другие товары, что обусловливает перелив капитала в смежные отрасли,
· природные катастрофы, войны и т.п.
И вновь, как в случае со спросом, необходимо различать движение по кривой спроса и смещение самой этой кривой. При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения. Изменение же любого неценового фактора выражается сдвигом всей кривой предложения вправо или влево.