Индивиды, национальные юридические лица, транснациональные корпорации, международные хозяйственные объединения, международные неправительственные организации, субъекты федерации являются нетрадиционными, неосновными, нетипичными, вторичными, производными, несуверенными, правоприменяющими (но не правосоздающими) суб-м МП. Они обладают отраслевой, специальной, ограниченной международной правосубъектностью. Они не участвуют в международном правотворческом процессе и не являются универсальными субъектами международного права.
До конца 80-х XXв. в советской доктрине (в западной до 50-х) их не признавали суб-и МП. Но т.к. общий принцип права цивилизованных народов — разрешено все, что не запрещено, такие суб-ты стали признаваться). Объем правосубъектности заключается в возможности непосредственно предъявлять претензии в меж. органах, нести международно-правовую ответственность, непосредственно участвовать в определенных меж. правоотношениях.
Индивид — основной нетрадиционный суб-т МП. ФЛ обладают ограниченной, специальной правосубъектностью. Первые концепции возможности индивидов выступать субъектами международного права появились после Первой мировой войны (положения Версальского мирного договора о привлечении к международной уголовной ответственности кайзера Германии Вильгельма II и других военных преступников). Приблизительно тогда же утвердилось понятие «международное уголовное право».
Одним из важнейших итогов Второй мировой войны стали Нюрнбергский и Токийский процессы над немецкими и японскими военными преступниками. На этих процессах ФЛ были привлечены к ответственности по нормам международного, а не национального уголовного права. Их дела рассматривались в международных военных трибуналах без применения норм национального уголовно-процессуального права. Наказание в соответствии с меж. договором (Устав Нюрнбергского военного трибунала). Приведение в исполнение приговоров также было произведено в соответствии с меж. пенитенциарным правом.
В 90-х гг. XX в. были созданы меж. уголовные трибуналы (по Руанде и Югославии), в которых уже рассматривались обвинения против ФЛ, совершивших преступления против человечества на терр-и гос-в. В 1998 г. была принята Римская конвенция о создании Международного уголовного суда, которому подсудны именно индивиды, обвиняемые в совершении преступлений против человечества. Статут Международного уголовного суда вступил в силу в 2002 г.
Значительную роль в регулировании меж. правоотношений с участием индивидов играют конвенции о защите основных прав и свобод человека, о борьбе с международными преступлениями (геноцид, апартеид) и с преступлениями международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков).
Международные договоры (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) предоставляют индивидам право непосредственно обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека и основных свобод (Европейский и Межамериканский суды по защите прав человека). Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 прямое применение положений этих соглашений к ФЛ. Основополагающая мысль (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, ст. 16 Международного пакта о граж. и пол. правах 1966 г.): каждый человек имеет право на признание его правосубъектности. Индивид вправе обращаться с жалобами в меж. региональные суды и в меж.организации (ООН).
Особо ярко правосубъектность индивида выражена в международное гуманитарное право, право вооруженных конфликтов, международное уголовное право.
Национальные юридические лица (НЮЛ) признаются суб-ми МП по аналогии с индивидами: презумпция многообразия суб-в МП и принцип «разрешено все, что не запрещено». Это специальная, ограниченная международная правосубъектность — национальные юридические лица, в первую очередь, имеют право непосредственно обращаться с претензиями в меж. органы, в меж. региональные суды (Европейский суд).
Для средних и малых компаний их международная правосубъектность не имеет большого практического значения, т.к. нет необходимости выступать в качестве суб-в МП. Крупные компании более заинтересованы в реализации своей международной правосубъектности. НЮЛ обладают строго отраслевой международной правосубъектностью: они выступают субъектами тех отраслей международного права, которые непосредственно связаны с экономической деятельностью (морское, экономическое, воздушное и т.п.).
Международные хозяйственные объединения и международные юридические лица создаются именно с целью проведения хозяйственной деятельности на меж.уровне. Участие их в меж. отношениях очень важно.
Теоретически содержание и объем их международной правосубъектности такие же, как и у НЮЛ, на практике — неизмеримо более высокая степень участия в международных публичных правоотношениях, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (космическое, атомное, информационное право).
Транснациональные корпорации (ТНК) в силу специфики своей организационной структуры и сферы деятельности нуждаются в особом правовом режиме и особом правовом статусе. Теоретически они являются юридическими лицами национального права, на практике находятся вне сферы действия юрисдикции какого-либо одного государства, поскольку деятельность ТНК затрагивает интересы многих государств. Мнение Международного Суда ООН: споры, вытекающие из соглашений иностранных корпораций с государствами, должны решаться на основе национального права.
В современном праве стоит проблема создания для ТНК особого международного режима. ТНК — активные участники меж. публичных правоотношений. Они серьезно влияют на формирование воли гос-в относительно создания норм МП. «Квазимеждународное права» - право, создаваемое в рамках меж. орг-ий посредством соглашений ТНК с государствами.
Наблюдается тенденция признания международной правосубъектности ТНК в полном объеме, создания специальной правовой системы, состоящей из соглашений между ТНК и государствами. Эти соглашения выводятся из сферы действия национального права, а деятельность самих ТНК не подпадает под национальную юрисдикцию. Типовые оговорки о применимом праве в соглашениях с участием ТНК подчиняют эти соглашения «МП», «квазимеждународному праву», «общим принципам права», «общим принципам МП».
Международные неправительственные организации (МНПО) создаются с целью непосредственного участия в меж. правоотношениях, решения международно-правовых проблем. Признаются суб-ми МП с ограниченной и специальной правосубъектностью. Непосредственное проявление их международной правосубъектности заключается в наличии консультативного статуса в ЭКОСОС, праве участвовать в международных конференциях (с совещательным голосом).
Основное отличие МНПО от других нетрадиционных субъектов то, что они являются нетрадиционными универсальными субъектами, т.е. субъектами практически всех отраслей международного публичного права (в зависимости от сферы своей деятельности: Международный комитет Красного Креста — субъект права вооруженных конфликтов, ИАТА — международного воздушного права, ГРИНПИС — международного экологического права). При этом одна и та же МНПО может быть субъектом нескольких отраслей международного права (например, Международная федерация юристов-демократов).