В зависимости от экономического содержания расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов обеспечивают повседневное функционирование органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Они направлены на оказание поддержки другим бюджетам (бюджетам поселений в составе муниципальных районов). Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включающую: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, созданием или увеличением имущества, находящегося в муниципальной собственности (ст. 67 Бюджетного кодекса РФ). Органы местного самоуправления в одинаковой мере должны быть заинтересованы в насыщении муниципальных образований как ' текущими, так и капитальными расходами. Первые необходимы для полноценной каждодневной деятельности, вторые гарантируют перспективу поступательного развития территории местного самоуправления. К сожалению, между ними существует заметная диспропорция. Например, статистические данные за 2001 г. свидетельствуют о том, что уровень капитальных расходов муниципальных образований составил по России всего 11,2%'.
|
|
Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных ст. 69 Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:
ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, оказываемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам; трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат граждан: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных федеральным и региональным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления); ассигнования на реализацию муниципальными органами государственных полномочий; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные ссуды, субвенции, дотации бюджетам других уровней (для муниципальных районов); ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.
Ассигнования на содержание бюджетных учреждений предусматривают средства на оплату труда их работников, перечисление страховых взносов, выплату командировочных расходов, оплату товаров, работ и услуг, оказанных бюджетному учреждению на основе заключенного муниципального контракта или без такового. Расходы бюджетных учреждений определены ст. 70 Бюджетного кодекса РФ. Этот перечень является исчерпывающим.
|
|
Бюджетные средства, идущие на закупку товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, осуществляются исключительно на основе муниципальных контрактов. Муниципальный контракт представляет собой договор между органом местного самоуправления и физическими (юридическими) лицами в целях обеспечения муниципальных нужд (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ). Как правило, муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе. Обязательным условием такого контракта является указание о выплате неустойки стороной, нарушившей контракт. Еще одно важное условие этой формы расходования бюджетных средств: органы местного самоуправления и бюджетные учреждения обязаны вести реестр закупок, в котором отражаются наименование закупаемых товаров, наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков, исполнителей услуг, цена и дата закупки.
Трансферты населению — это бюджетные средства, отпущенные для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных федеральным и региональным законодательством, правовыми актами муниципальных органов.
Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся муниципальными унитарными предприятиями, предоставляется ^ на основании договора. Главным условием договорных отношений такого рода служит обязательство заемщика обеспечить исполнение договора по возврату кредита. Другим условием бюджетного кредита являются его возмездность и возвратность. Третье обстоятельство, определяющее характер бюджетного кредита, заключается в проведении предварительной финансовой проверки финансового состояния получателя кредита. Очень важно, что обязательной является также проверка целевого использования бюджетного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредитных средств могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% представляемого кредита.
Бюджетные кредиты муниципальным унитарным предприятиям (процентные и беспроцентные) предоставляются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетами муниципальных образований. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть его и уплатить проценты за пользование кредитом в установленные сроки. Они же обязаны направлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы (счетные, ревизионные палаты).
Предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов допускается в случаях предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами, федеральными и региональными законами, решениями местных представительных органов (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся муниципальными унитарными предприятиями, влекут возникновение права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и оформляется участием муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц. Инвестиции такого рода включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом местного самоуправления и юридическим лицом.
|
|
Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, должны определять источники и порядок финансирования новых видов расходов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
Таковы основные формы расходования средств местных бюджетов. Бюджетный кодекс РФ устанавливает также функциональные виды расходов, финансируемые исключительно из бюджетов муниципальных образований (ст. 87). Они в основном соответствуют вопросам местного значения (содержание муниципальных органов, проведение муниципальных выборов и референдумов, обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения).
Направленность расходов местных бюджетов является типичной для многих государств. Это финансирование экономической и социальной инфраструктуры, выплаты процентов по кредитам и займам. В Германии особое место занимают расходы на регулирование размещения производительных сил и природоохранные мероприятия, доля которых в общей массе расходных обязательств неуклонно растет. Органы местного управления во Франции отдают предпочтение предоставлению помощи на экономическое развитие. Основными получателями бюджетных средств выступают: промышленность и торговля — 55; жилищный сектор — 14,2; сельское хозяйство — 10,7; строительство — 7,9; туризм — 5,6%'. Большую нагрузку в решении-социальных вопросов несут местные органы власти в США2.
В расходной части местных бюджетов предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов местного самоуправления. Создание резервных фондов представительных органов не допускается. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Орган исполнительной власти местного самоуправления ежеквартально информирует представительный орган о расходовании средств резервного фонда.
|
|
В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, представительный орган власти по предложению местной администрации принимает решение о секвестрировании расходов. Секвестр следует рассматривать как пропорциональное снижение расходов по всем незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. При этом секвестру не подлежат защищенные статьи расходов (оплата труда; начисления на оплату труда; стипендии; выплаты на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством); приобретение продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств), перечень которых определяется представительным органом местного самоуправления при утверждении бюджета муниципального образования.