Одной из правовых проблем сотрудничества государств в борьбе с преступностью является проблема юрисдикции.
В широком смысле юрисдикция государства означает исключительное полномочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета.
В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рассматривать дела, отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения или выносить приговоры.
В зависимости от категории дел различают гражданскую, административную, уголовную и иную юрисдикцию.
Уголовная юрисдикция государства определяется в основном его национальным законодательством и в некоторых случаях нормами международного права, которые признаны данным государством.
В основу определения уголовной юрисдикции положен территориальный принцип, согласно которому преступления, совершенные на территории данного государства, подлежат юрисдикции его судов. Однако этот принцип не является абсолютным.
|
|
Национальное законодательство некоторых государств предусматривает ответственность своих граждан за особо тяжкие преступления вне зависимости от места их совершения. В частности, уголовная юрисдикция США распространяется на граждан этого государства за совершение таких преступлений, как государственная измена, незаконное перемещение наркотиков и воинские преступления, вне зависимости от того, где они были совершены.
В этих случаях речь идет о принципе гражданства, или активного гражданства. В законодательстве некоторых государств содержится принцип пассивного гражданства. Его суть в том, что уголовную юрисдикцию осуществляет государство, гражданин которого стал жертвой преступления, хотя оно и было совершено за границей и иностранцем.
В последнее время появился ряд международных договоров, в которых содержится принцип универсальной юрисдикции (универсальный принцип) как дополнение к территориальному принципу и принципу гражданства. Универсальная юрисдикция означает предание суду преступника вне зависимости от места совершения им преступления и его гражданства.
Различный подход национального законодательства государств к определению юрисдикции ведет к коллизии юрисдикции двух и более государств в отношении определенных преступлений (например, государство места совершения преступления придерживается территориального принципа, а государство гражданства преступника — национального). Подобные коллизии решаются с помощью соглашений между государствами.
Уголовная юрисдикция, как правило, имеет «привязку» к территории государства, преступления же такой жесткой связи с территорией одного государства не имеют. Пиратство, например, вообще не связано с территорией какого-либо государства. Другие преступления бывают связаны с территориями двух и более государств. К таким преступлениям относятся длящиеся преступления, когда их начало связано с территорией одного государства, а продолжение и окончание — с территориями других государств. Последствия некоторых преступлений, совершенных на территории одного государства, сказываются на территориях других. Все более подвижными становятся и преступники, происходит интернационализация преступных формирований. Все это предопределяет необходимость и возможность сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
|
|