В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям государства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.
Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инцидентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей.
Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государственной границы.
Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства.
Он определяется законами и иными правовыми актами государства.
Законом "О Государственной границе Российской Федерации" пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход к государственной границе.
Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.
Пограничный режим включает правила:
а) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы России;
б) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы и мероприятия в пограничной зоне проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы;
в) учета, содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду;
г) ведения промысловой, исследовательской, изыскательской деятельности в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.
Защита и охрана государственной границы осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.
Главным федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы РФ является Федеральная пограничная служба РФ
Международное морское право
45.Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
Состав:
- моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль
- воды заливов, бухт, губ, лиманов, ширина входа в которые не превышает 24 морских миль
- воды портов
- заливы и проливы, исторически принадлежащие данному государству в независимости от ширины входа.
Правовое регулирование внутренних морских вод – преимущественно внутригосударственное.
В РФ действуют:
- ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ
- Водный кодекс РФ
- «Правила плавания и пребывания в территориальных водах внутренних портов и портов СССР иностранных военных кораблей» от 28 апреля 1983 г.
Правовой режим: внутренние морские воды входят в состав государственной территории => на них распространяется суверенитет прибрежного государства и исключительная юрисдикция прибрежного государства.
Порядок захода во внутренние морские воды каждое государство устанавливает самостоятельно. Открытые порты для судоходства. Порядок различен для коммерческих судов и для военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях.
Коммерческие суда | Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях |
Порядок захода во внутренние морские воды государства | |
Могут свободно заходить в открытые порты | Действует разрешительный порядок. Они должны получить разрешение как минимум за 30 дней до предполагаемого входа. Разрешение получают по дипломатическим каналам. Исключения: 1) если корабль терпит бедствие 2) если на борту корабля находится глава государства либо правительства 3) если имеется приглашение прибрежного государства 4) на принципе взаимности. |
Порядок осуществления юрисдикции во внутренних морских водах | |
Прибрежное государство осуществляет исключительную юрисдикцию. Она может быть ограничена международным договором в области морского торгового мореплавания. Эти договоры, как правило, двусторонние. Участники договора: 1) прибрежное государство и 2) государство регистрации иностранного коммерческого судна. Эти договоры ограничивают юрисдикцию прибрежных государств путём перечисления случаев, когда её применение возможно. | Пользуются иммунитетом: прибрежное государство не может осуществлять свою юрисдикцию против них. Если военный корабль или государственное судно, используемое в некоммерческих целях, нарушит законы и правила прибрежного государства, то государство может только настоятельно попросить его покинуть свои внутренние воды и территориальное море. |
46.Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
Правовое регулирование:
- аналогичные акты (см. выше)
- отдельные положения Конвенции по морскому праву 1982 г.
Территориальное море – это морской пояс, ширина которого не должна превышать 12 морских миль.
Существует 2 метода отсчёта ширины территориального моря:
1) метод нормальных исходных линий
Отсчёт осуществляется от линии наибольшего отлива.
2) метод прямых исходных линий
Применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана либо где вдоль берега или в непосредственной близости от него находится цепь островов.
Крайние точки берега (островов) соединяют прямыми линиями, и она служат точкой отсчёта для территориального моря.