Российский и зарубежный опыт показывает, что социальная защита семей осуществляется по достаточно большому конгломерату направлений, но направление поддержки внутрисемейных отношения, если они не выходят за рамки «законодательства» зачастую не входят в приоритеты социальных служб.
Особую актуальность здесь приобретают семьи с трудновоспитуемыми детьми, работа с которыми ложится на плечи родителей, зачастую педагогически не подготовленных.
В связи с этим целесообразно разработать усовершенствования в программе социальной защиты по направлению «Проблемные дети и семьи»
По отношению к ребенку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала «трудные» дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
|
|
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:
– отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
– незнание их интересов и потребностей;
– политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
– усиление влияния псевдокультуры;
– неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
– отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
– чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
– сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
– "эпидемия" разводов;
– потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
В рамках данного направления работа должна осуществлятся системно:
– взаимодействие со школой – общие программы, акции и другие мероприятия;
– взаимодействие с семьей (тьюторская поддержка);
– подготовка методического обеспечения по работе с семьями и другое.
В рамках данной курсовой работы и описанной выше актуальной проблемы социальной защиты семей необходимо разработать программу работы тьютора с «проблемной» семьей, с учетом причин порождающих явление трудновоспитуемости.
Данная программа представлена в виде плана деятельности тьютора (таблица 1) и плана мероприятий (таблица 2).
|
|
Таблица 1 – Деятельность социального тьютора в работе с проблемными семьями
№ | Причины порождающие трудных подростков | Задачи Тьютора |
Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет | Корректировка воспитательного процесса в семье за счет организации: 1. систематических консультаций социального педагога с родителями: постановка долгосрочных и краткосрочных воспитательных целей, Выработка системы поощрений и наказаний, воспитательных ритуалов. 2. систематических консультаций ребенка с психологом: постановка личностно-значимых целей. Ведение «дневника достижений». | |
Незнание интересов и потребностей ребенка | Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Совместное семейное планирование приобретений Совместное семейное распределение обязанностей Исследование круга общения ребенка | |
Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность | Исследование коммуникативных проблем ребенка в связи с политической, социально-экономической или других видов нестабильностей в жизни ребенка. Налаживание контакта с учебным заведением (классный руководитель, психолог и т.д.). нацеливание школьных работников проведение мероприятий по снятию коммуникативной напряженности между учащимися. Организация (при необходимости) материальной поддержки семьи Организация досуга ребенка (по потенциальному направлению стабилизации различных видов нестабильностей). | |
Усиление влияния псевдокультуры | Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Исследование круга общения ребенка Организация систематических консультаций с психологом: Постановка личностно-значимых целей. Ведение «дневника достижений». | |
Сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства | Ориентация родителей на организацию совместного досуга. Организация консультации с социальным педагогом: Коррекция стратегии «заменителей общения» (попытка родителей компенсировать отсутствие внимания ценными подарками и наличными деньгами, данная стратегия повышает риск возникновения наркомании, и вообще преступности); Исследование круга общения ребенка – беседа с ребенком по рискам общения в разных субкультурах. | |
Чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки | Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Совместное семейное планирование приобретений Совместное семейное распределение обязанностей Организация систематических консультации с социальным педагогом: постановка долгосрочных и краткосрочных воспитательных целей, Выработка системы поощрений и наказаний, воспитательных ритуалов. Установление контроля над агрессивным поведением в семье – физический осмотр ребенка, беседа с ребенком и родителями отдельно, беседа с родственниками и соседями. Организация семейных занятий у психолога по теме «Взаимопонимание в семье». | |
Отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям | Ориентация родителей на: – проведение совместного досуга; – планирование и соблюдение режим дня; Организация свободного времени ребенка в соответствии с его интересами и способностями. Организация работы по налаживанию отношений в семье – совместное посещение педагогических мероприятий Центра. Осуществление контроля за ребенком и семьей. | |
Неблагоприятные семейно-бытовые отношения | Установка имеющиеся в семье прецеденты нарушения прав ребенка. Контроль ситуации в семье. Сориентировать родителей на: Здоровый образ жизни. Совместное времяпровождение Совместное планирование расходов, покупок и работы по дому. Организация материальной поддержки семьи. Организация досуга ребенка: отдых в оздоровительных учреждениях, посещение кружков и секций. Установка контакта со школой: поставить задачи перед классным руководителем и руководством школы по кураторству успеваемости и посещения занятий учеником. Организация систематический консультаций с психологом: «психологический климат в семье» Проведение тренинга по планированию расходов в семье. | |
"Эпидемия" разводов | Включение в программу по профилактики разводов в семье. Консультации у психолога: Организация психологической поддержки разведенным родителям и детям разведенных родителей. Организация консультации у юриста центра. Организация материальной поддержки семьи. | |
Потеря эмоциональных контактов с детьми | Ориентация родителей на: Организацию совместного досуга Исследование круга общения ребенка Организация совместной консультации у психолога детей и родителей. |
Таблица 2 – План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
|
|
Наименование мероприятий | Сроки исполнения |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка | По мере выявления |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года |
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений | 1 раз в полгода |
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков | Сентябрь – октябрь |
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц |
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей | По мере необходимости |
8. Психологический тренинг "Толерантность" | 1 раз в месяц |
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей | По мере необходимости |
10. Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходимости |
11. Консультации для детей и родителей | Систематически |
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц |
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей | Систематически |
14. Единый день отказа от курения | Ноябрь |
15. Единый день профилактики правонарушений | Декабрь |
16. Единый день борьбы с наркотиками | Март |
17. Всемирный день здоровья | Апрель |
|
|