Типовая методика проектирования

Как мы выяснили, между планом и проектом существует определенное сходство. Наше сегодняшнее увлечение приоритетными, национальными и прочими проектами, стремление приобщиться к «проектному мышлению» – это новый эволюционный виток развития плановости в социальном управлении, это тоже своего рода инновация.

Социальное проектирование является деятельностью, связанной с научно-обоснованным определением вариантов развития

социальных процессов и целенаправленным изменением социальных институтов. Оно выделилось в самостоятельное направление деятельности после того как мировое сообщество осознало

опасность возможных негативных последствий глобальных проблем, в первую очередь экологических.

Проектная деятельность человека не должна нарушать объективно сложившиеся связи и отношения в природных системах,

разрушать их равновесие. Смысловой центр проектной деятельности смещается сегодня в ценностную сферу, требует привлечения широких слоев общественности не только к экспертизе социальных проектов, но и к их разработке. Это положение мы развернем более подробно, когда речь пойдет об особенностях методологии форсайта, а сейчас рассмотрим традиционные (классические) концепции проектирования.

I. Концепция объектно-ориентированного проектирования имеет целью создание нового или реконструкцию существующего объекта (школа, больница и т. д.). Но в качестве объекта

могут выступать и социальные связи или отношения.

Эта концепция вырастала из практики планирования и представляет собой специфическую плановую деятельность. Сторонники объектно-ориентированного проектирования подчеркивают научную обоснованность проектов и то, что такое проектирование опирается на научные методы работы. Долгое время эта концепция была доминирующей в социопроектной деятельности.

II. Концепция субъектно-ориентированного проектирования. Здесь речь идет о малых проектах с минимальным числом

участников и небольшим объемом работы. Возможна и сугубо

индивидуальная деятельность. Данная концепция обобщает опыт

именно микропроектирования.

Ценностное отношение «свое-чужое» изначально выполняет

функцию социальной ориентированности – именно так воспринимают социальную реальность отдельный человек, социальная группа, любое сообщество. Автор социального микропроекта не только отражает наличие определенной общественной потребности, но и реализует собственный интерес. Он смотрит на мир глазами своей социальной группы, но при этом творчески конструирует окружающую среду, пропуская реальность через себя, что и дает импульс микропроекту. Сам проект – это акт творчества субъекта. Человек является центральной фигурой социально-проектной деятельности, что не умаляет значения объективных факторов разработки и осуществления проекта (назревшая проблема, наличие ресурсов и т. д.). В конечном итоге, каждый человек, выстраивая свою собственную жизнь, создает индивидуальный микропроект, чтобы оставаться самим собой в этой постоянно меняющейся реальности. Освоение особенностей субъектно-ориентированного проектирования формирует деятельностную личность, повышает ее творческий потенциал, помогает успешно адаптироваться к условиям жизни.

Разумеется, в проектировании имеет значение не только достижение конкретного результата, важна и процессуальная сторона проектирования. А во многих случаях именно она может выходить на первое место, что требует определенных навыков проектирования. Каждая из этих двух концепций проектирования представляет собой детально разработанную методику, базирующуюся на определенных требованиях, которые необходимо учитывать.

В типовой методике социального проектирования целесообразно выделить следующие этапы.

1-й этап. Формулирование проблемы, т. е. определение проблемной ситуации, требующей целенаправленных действий.

2-й этап. Социальный заказ – уяснение обществом необходимости разрешения назревшей проблемы.

3-й этап. Паспортизация объекта – получение точных данных о нем для понимания работ, которые предстоит выполнить.

Паспорт, в данном случае, – это документ, отражающий количественные и качественные параметры исследуемого объекта как системы.

4-й этап. Определение целей. На этом этапе планируются

действия, необходимые для достижения целей, сроки, затраты.

Чтобы определить приемлемость проекта, участвующие организации могут потребовать подготовки бизнес-плана и определения стоимости проекта, что позволит сравнить его с конкурирующими проектами. Уже на предпроектной стадии инновационного проекта необходима оценка вероятной стоимости тех ресурсов, которые потребуются для выполнения работ, предусматриваемых проектом. На этом этапе используется предварительная оценка. По ходу разработки проекта нужны будут более точные оценки.

Существует несколько общепринятых способов расчета

стоимостных оценок.

1. Оценка стоимости «сверху-вниз» на ранних стадиях проекта.

2. Оценка «снизу-вверх» (калькуляция).

3. Оценка проекта «по аналогу», т. е. по стоимости прежде

выполненных проектов.

Формулировка цели может быть сделана в разных видах, например графически – в виде «дерева целей». Этот граф102 требует

досконального изучения проблемной ситуации. В определении

целей тоже существуют свои правила:

Графом называют фигуру, состоящую из точек-вершин, соединенных отрезками-ребрами. Это схема, которая отражает логическую структуру связей в системе.

1. К успешному результату ведут только ясные и конкретные цели (а не «хорошо бы...»).

2. Цели должны быть сконцентрированы на самом глав-

ном. Существует 2рпонятие «луковица целей», когда снимая слой

за слоем, концентрируемся на главном. Основная цель – внутренний слой.

3. Необходимо обсуждение целей. Принятие целей – это введение ориентиров для сотрудничества и кооперации, а это всегда

предполагает обсуждение.

4. Цели необходимо конкретизировать в мероприятиях.

Конкретные мероприятия должны реализовать каждый аспект

выбранной цели.

5-й этап. Установление основных задач. Их четкое определение важно для последующего «пошагового» приближения к цели.

6-й этап. Выбор стратегии проектной деятельности. Понятие «стратегия» взято из военного лексикона, где оно обозначает планирование и проведение в жизнь генеральной линии, связанной с основной целью. Стратегии проектной деятельности могут быть разными по характеру:

1. Линейная, когда каждое действие зависит от исхода предыдущего.

2. Циклические стратегии позволяют возвращаться к одному из предыдущих этапов конструирования.

3. Разветвленные стратегии допускают многовариантную и

альтернативную деятельность, причем каждый из проектов развивается независимо друг от друга.

7-й этап. Составление организационной программы, распределение ролей и функций. Определяется последовательность мероприятий данного проекта: кто, что и когда должен делать.

8-й этап. Прогнозирование, т. е. определение тенденций возможного развития социальных систем.

9-й этап. Моделирование. На базе прогнозов моделируются

будущие состояния социальных систем. Из нескольких моделей

выбирается та, которая предполагает наименьшие затраты.

Заметим, что цель имеет одну особенность – она никогда не может быть полностью исчерпана. Достижение поставленной цели открывает новые перспективы, новые горизонты.

10-й этап. Проектирование и описание на базе выбранной

модели социальной системы.

Распространенные недостатки социального проектирования:

- низкая проектосообразность, т. е. социальные проекты или

утопичны, или подменяются шумихой, пиаром;

- потеря социальных параметров – задумывают одно, а полу-

чают другое (например, монетизация льгот, плохо просчитанная

министерством Зурабова).

Избавить традиционное социальное проектирование от недостатков призвана следующая концепция проектирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: