1.Комплексный подход к выделению частей речи: триада форма, значение, функция как основание классификации.
2.Количественный состав частей речи, знаменательные и служебные слова.
3.Понятие категории состояния, междометия и модальные слова как особые группы слов.
Задания:
1.Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Ответ аргументируйте: а) А люди шли за рядом ряд. Григорий стоял совсем рядом, б) Война - величайшее зло. Он зло взглянул на собеседника. Первое звено было зло на вожатого, в) Цитрусовые деревья любят тепло. Хозяин тепло принял меня. Наконец мне стало тепло.
2.На основании данных ниже примеров объясните, как совершается переход из одних частей речи в другие:
Русск. вареный, бегом, мое «я», столовая, утром, больной, пешком, издали.
Англ. the end, to end, poor boy, the poor, natives, went home.
3. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Ответ обоснуйте.
Двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, двадцать пять, фламинго, нет, плакса, бордо, бег, рохля, да, хорошо, Петр, блеснувший, голодный, должен, бежать, хаки.
Основная литература
1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний Новгород. 1999.: с.182-187.
2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Ком Книга, 2007 Гл. 5 - 8.
3.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 4, § 1 – 4.
Дополнительная литература
1.Вендина Т.Н. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 8.
2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. Гл. 4. § 44 - 56, гл. 7. § 86.
Модуль 2.
Основные принципы и направления развития современного языкознания
Практическое занятие10.