Автор-составитель
доцент кафедры литературы и русского языка СПбГУП,
кандидат филологических наук, доцент З.Н. Пономарева
«Стилистика и литературное редактирование» преподается студентам специальности специальности «Связи с общественностью».
При этом студенты параллельно изучают дисциплину «Культура речи», а также «Новейшую риторику». Все дисциплины в значительной степени взаимосвязаны.
«Стилистика и литературное редактирование» является обширным учебным курсом синтетического характера: теоретические знания общекультурного, общегуманитарного и специального характера имеют практическое воплощение в навыках и умениях редактирования и саморедактирования.
Поэтому значительная часть работы является рутинной: регулярные тренировочные упражнения на анализ правильных и ошибочных форм, языковых и речевых реализаций в тексте, саморедактирование и взаиморедактирование. Таким образом, достигается автоматизм распознавания дефектных единиц предложения и текста.
|
|
Такого рода работа является, в основном, репродуктивной, выполняется как самостоятельно внеаудиторно, так и виде тренировочных, проверочных и контрольных занятий в аудитории, причем в зависимости от качества группы (наличия интеллектуального лидера, соотношения студентов со слабой и сильной подготовкой и т.д.) в каждом конкретном случае устанавливается пропорция индивидуальных, парных и групповых (мини-группы или вся академическая группа) видов работы (фронтальные опросы, карточки для индивидуальной или парной работы, доска и презентационные материалы, материалы учебных пособий и практикумов).
В то же время необходимо активизировать аналитический и творческий потенциал студентов, выполнение продуктивной работы. Для этого важно обновлять учебный материал, обращаться к информационным ресурсам (Интернет) и ориентировать студентов на определенные порталы и сайты, использовать современные методы работы с презентационной техникой и поощрять студентов к ее использованию. При необходимости - обучать отбирать и структурировать теоретический материал, подбирать актуальные и свежие примеры, в том числе из материалов по специальности, сочетать визуальный и аудиоряд, представлять свою работу аудитории, ориентируясь на ее реакцию, а также анализировать представленные презентации и редактировать их. Эти виды работы имеют прагматическую мотивацию и опираются на межпредметные связи. Для анализа и презентаций предлагаются небольшие, частные темы; к концу обучения дисциплине студенты разрабатывают актуальные творческие темы.
Тема | Содержание занятия | Вид занятия | Кол-во ауди- торных часов | Методы обучения и формы педагогического общения | Способы учебной деятельности | Средства обучения | Формы контроля |
Нормативная стилистика | Понятие о языковой норме. Признаки нормы. Функция нормы. Норма и узус. Норма и кодификация. Вариантность нормы. Языковой пуризм и антинормализаторство. Виды норм. | лекция | Дедуктивно-индуктивный метод подачи теоретического материала, Интерактивное общение со студентами в режиме эвристического поиска решения поставленной задачи | Коллективный | Презентация в POWER POINT | Контрольный фронтальный опрос с целью определения степени усвоения материала (основных положений лекции) | |
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Практическое занятие | Поиск информации, анализ фактов Работа с материалами орфоэпических словарей | Индивидуальный, групповой (2-4 человека в группе) | Раздаточный материал для сравнения представления в различных словарях орфоэпических норм («зоны риска») | Проверка письменного задания | ||
Экспрессивная стилистика | Составление индивидуального орфоэпического минимума. Понятие об экспрессивности (выразительности речи). Фонетическая, словообразовательная, лексико-фразеологическая и интонационно-синтаксическая выразительность. Средства речевой выразительности в русском языке: фонетические, лексические, фразеологические, синтаксические. Анализ средств речевой выразительности в газетном очерке | Практическое занятие Лекция Семинар Семинар | Запрос мнения и оценки: об индивидуальных представлениях о норме, о соот ветствии нормы словарей современному узусу Объяснительный, проблемный индуктивно-дедуктивный Монолог с элементами интерактивного общения Демонстрация и анализ, проблемное изложение, упражнения Исследовательский и сопоставительный анализ | Индивидуальный, групповой (2-4 человека в группе) Коллективный Индивидуальный и коллективный Коллективный, индивидуальный | Предъявление в устной и письменной форме (доска, карточки) Презентация в режиме POWERPOINT Учебные пособия, указанные в Программе Актуальный газетный очерк из АиФ, Известий, КП по выбору студентов или преподавателя (один для всех) | Проверка домашнего задания (инд.словарь) Устный взаимоконтроль (карточки) Опора на знания по теме “Нормативная стилистика»: уровневая организация системы русского языка Проверка самостоятельной работы, представленной в форме конспектов и презентаций. Взаимоанализ, обсуждение. Письменный вариант в качестве самостоятельной работы. |
|
|